Средства графического оформления текста
Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация – явление сложное, она состоит из нескольких компонентов. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например:
А) Завтра мы. поедем в театр (а не на следующей неделе);
Б) Завтра мы, (наш класс, а не другой) поедем в театр;
В) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем);
Г) Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).
Интонация состоит из повышений и понижений
Психологические паузы К. С. Станиславский называл “красноречивым молчанием”. Среди пауз такого типа выделяют паузы припоминания (А этот, /как его/, он. турок или грек?///Tom, /черненький/ на ножках журавлиных… (А. Грибоедов); паузы мол-чания (Хотя страшился он сказать… Нетрудно было б отгадать, Когда б… но сердце, Чем моло-же, Тем боязливее, Тем строже хранит, хранит причину от людей своих надежд, своих страстей (М. Лермонтов ). Необходимость психологической. паузы автор часто подсказывает многоточием.
Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача, которая во многом определяет эстетическое восприятие произведения при чтении. Русская графика располагает огромными возможностями усиления образности текста художественной литературы. Это и фигурное расположение текста, и смена шрифтов, и выделение слов с помощью курсива и разрядки. Вот примеры необычного расположения строк:
Я,
Еле
Качая
Веревки,
В синели
Не различая
Синих тонов
И МИЛОЙ ГОЛОВКИ,
Летаю в просторе
Крылатый, как птица,
Меж лиловых кустов!
Но в заманчивом взоре,
Знаю, блещет, алея, зарница!
И счастлив ею без слов!
(В. Брюсов )
Лесенкой (рубленой строкой) пользовался В. Маяковский:
Слово – полководец
Человечьей силы.
Марш!
Чтоб
Время
Сзади
Ядрами рвалось.
Лесенка, по мнению поэта, устраняет смысловые разночтения и ярче показывает авторский замысел. В стихотворении Р. Саути “Как падают воды в Лодоре?” расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:
Как падают воды в Лодоре?
Кипя, Шипя, Журча, Ворча,
Струясь, Крутясь,
Сливаясь, Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
(Р. Саути, в переводе А. Шмульяна)
Разновидностью поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие, является акростих, т. е. стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово, иногда целую фразу. Обычно такие произведения являются поэтическим обращением к конкретному лицу, имя которого и читается при графической расшифровке. Например, акростих у Н. Гумилева:
Ангел лег у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был темным и беззвездным.
Ад молчал.
He слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
Прочитав начальные буквы каждой строки, получим имя Анна Ахматова. Писал акростихи и В. Брюсов (“Немеют волн причудливые гребни”), увлекался ими И. Анненский (“Перо нашло мозоль”), М. А. Кузмин и др. Графический облик русского слова и русских букв превращается в своеобразный символ у А. Вознесенского.