Средства и методы педагогического воздействия на личность

Специфика педагогического общения, средства и методы педагогического воздействия на личность в значительной мере предопределяются особенностями учебно-воспитательного (педагогического) процесса. В ходе этого процесса, как уже отмечалось, осуществляются передача знаний обучающимся и их воспитание.

Учебно-воспитательный процесс схематично можно представить следующим образом:

1) педагог убеждает учащихся в необходимости изучения определенной дисциплины;

2) педагог передает учащимся необходимые теоретические знания по данной

дисциплине и добивается усвоения этих знаний;

3) педагог формирует у учащихся необходимые умения и навыки;

4) педагог осуществляет контроль и оценивает знания, умения и навыки, полученные учащимися по данной дисциплине.

В соответствии с основными этапами педагогического процесса выделяют определенные группы методов воздействия на личность: убеждение, обучение, упражнения, стимулирование, контроль и оценка. Причем все эти методы взаимосвязаны и комплексно воздействуют на учащихся.

Перейдем к непосредственному рассмотрению методов педагогического воздействия на личность.

Убеждение – это

воздействие на разум, чувства и волю человека с целью получения желаемого результата. Причем это воздействие варьируется в зависимости от поставленной цели. Так, если необходимо убедить учащегося в истинности определенного научного положения, то для убеждения педагог обращается к разуму ученика, выстраивает цепочку логически обоснованных аргументов, что и служит доказательством. Если целью является воспитание чувства (например, патриотизма), то педагог обращается обычно к чувствам ученика. При этом главную роль играют слово и личный пример педагога.

Обучение – это ядро педагогического процесса. В результате обучения осуществляется передача знаний педагога ученикам и методы обучения отражают механизм передачи знаний.

Методы обучения классифицируются по разным признакам (см. гл. 10). Согласно классификации методов обучения, предложенной И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в соответствии с которой за основу принимается характер учебно-познавательной деятельности обучаемых. Согласно этой классификации выделяются следующие методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемного изложения;

4) эвристический;

5) исследовательский.

Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную(первый и второй методы) – учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (четвертый и пятый метод) – учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности.

Более подробно методы обучения рассмотрены в гл. 10, § 1.

Упражнения – это организованное выполнение учеником различных действий и практических дел с целью развития личности.

В практике воспитательной работы применяются в основном следующие типы упражнений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные упражнения.

Упражнения в полезной деятельности вырабатывают у учеников привычку к труду и способствуют общению обучающихся. При помощи этих упражнений ученик привыкает к самоутверждению в труде и через труд.

Режимные упражнения в качестве главного педагогического эффекта подразумевают хорошо организованный процесс – режим. Соблюдение оптимального режима в семье и в учреждении благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях ученика и, как следствие, на результатах его деятельности.

Специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, которые способствуют выработке и закреплению умений и навыков. Эти упражнения преобладают в учебном процессе (например, математические задачи, упражнения по русскому и иностранному языкам и т. п.).

Важным этапом учебно-воспитательного процесса является контроль, т. е. проверка. Контроль позволяет оценивать базовые знания учащихся, отслеживать усвоение новых знаний, определять результаты обучения. Для оптимального осуществления этих функций контроль должен быть систематическим, комплексным, действенным, гласным.

Контроль имеет, как правило, несколько стадий.

На первой стадии определяются параметры, подлежащие контролю, и формы проведения контроля. Например, промежуточная аттестация или итоговый экзамен, письменный или устный зачет и т. п.

На второй стадии проводятся наблюдения и испытания. Для этих целей используются такие методы проверки, как контрольные и лабораторные работы, зачеты и экзамены.

На третьей стадии полученные результаты сопоставляются с заданными стандартами и параметрами, а затем ставится оценка.

На всех этапах учебно-воспитательного процесса осуществляется стимулирование – поощрение или наказание учащихся за полученные ими результаты. Стимулирование требует индивидуального подхода и тщательного выбора форм поощрения и наказания. В качестве положительных стимулов могут быть использованы высокие оценки, стипендии, благодарности и др. К отрицательным стимулам можно отнести замечания, выговоры, начеты и т. п. При этом важно заранее четко определить и довести до сведения учащихся параметры и критерии оценок и связанную с ними систему стимулов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Средства и методы педагогического воздействия на личность