Выразительные средства в “Патетичной сонате” Николая Кулиша

“Патетичная соната” большой мерой идейно вытекает из “Народного Малахия”: Илья, поэт, который называет себя “Я” – будто продолжение самого Малахия. “Проект немедленной реформы человека” превращается в поэтическую программу, чтобы “над миром замаял флаг “вечной любви”. Основные идеи “Народного Малахия” прослеживаются и в “Патетичной сонате”. Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится “Патетичная соната” Бетховена, которая, собственно, и является структурой произведение. Содержание,

кажется, продиктовано расположением духа частей. Для литературного произведения заимствовано само название “Патетичной сонаты”. Герои пьесы живут в одном доме, они все слушают в выполнении Марины произведение Бетховена, тем не менее ассоциации у них совсем разные. “Я” воображает любимую девушку, страстную нежную и романтическую, ее отец – безграничные украинские степи и героическое прошлое, а самой Марине мерещатся замки с русским и польским гербами.

Поэт переживает внутренний конфликт личного и общественного, именно здесь и кроется главная драма человека того времени. Марина избирает не

поэта-идеалиста, а человека действия – Андре, так как “поэзия не может стрелять из ружья” или “завоевать хоть километр территории”, а “мечта не может укладывать компромиссных соглашений с врагом”. В этом случае почти сразу же и однозначно предоставлено преимущество общественному. “Я” долго колеблется, выбирая любовь, а не демонстрацию, но находясь постоянно во внутреннем конфликте, наконец тоже склоняется к общественным интересам.

Изучая “Патетичную сонату” Кулиша, довольно легко провести параллели с “Я (Романтика)” Николая Волнового, где события происходят приблизительно в то самое время и конфликт тот самый: общественное – личное. “Я” казнит свою мать. В “Патетичной сонате” Кулиш прибегает к приему неразрывного объединения музыки с литературой. Надо сказать, что к тому времени синтез искусств был довольно популярным среди украинских художников, которые стремились создать новое искусство, которое отвечало бы требованиям времени. Здесь следует вспомнить “поезомалярство М. Семенка”, “кларнетизм” и бодлеровскую полифоничность П. Тычины. Мажорный или лирический тон часто изменяется на трагический и глубоко отчаянный.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Выразительные средства в “Патетичной сонате” Николая Кулиша