Путями П. Тычины

Павло Тычина принадлежит к самобытным, сложным и необычным поэтам украинской литературы XX века. В эпоху новых социальных преобразований молодой Тычина рисует бурные события того времени с помощью символически-планетарных образов (сборник “Плуг”). Плуг олицетворяет могучую силу революционных преобразований. Этот плуг перепахивает землю, готовя ее к новым посевам на обновленной земле. Тычина очень верил в свободу, в революцию, в свой народ. Само понятие народа приобретает у него четкую социальную определенность и вполне реальное жизненное

наполнение – это красные партизаны, которые отправляются с “майдана возле церкви” на свой правый бой, это боец-революционер, умирающий в чистом поле, гордо помня, что “рубили врагов и по всем фронтам”, это молодой рабочий (или работница), идущие с работы “манифестацию встречать” (“Рондели”). Однако со временем у поэта появляются стихи другого философского содержания и звучания. Вот именно эти стихи нам и предстоит рассмотреть, чтобы мы сумели раскрыть тему “Романтический идеал национального освобождения и свободы в ранней лирике Павла Тычины”. Какие же это стихи? “Эй, ударьте
по струнам, кобзари”, “Кто же это так с тебя смеяться смел?”, “К кому говорит?”, “Ой что в Софийском заиграли колокола…”, “Скорбящая мать”, “Золотой шум”, “Памяти тридцати” и другие. Оказывается, их не так уж и мало у Тычины, хотя считалось, что он весь был “наполнен” советскими лозунгами.

Раннее творчество Тычины – это обращение к библейским мотивам в таких произведениях, как “Скорбящая мать”, “Золотой шум”. Но именно через эти образы он хочет передать идеалы свободы. Например, в произведении “Скорбящая мать” главный персонаж – Мария. Она идет по полю и видит, что делается на Украине, то есть библейские образы перенесены на украинскую землю. Надо заметить, что стихотворение написано в 1918 году, уже после революции. Что же увидела Мария такое страшное, что даже умерла? Во-первых, “чей труп во ржи чернеет”. И вывод страшен: “Не быть никогда рая В этом кровавом крае”. Но Тычина так любит родную страну, потому и дает маленькую “подсказочку”: что, возможно, еще не все потеряно: – “этой стране умереть? – Где же родился другой, – Какую любил до смерти?”.

Однако это стихотворение еще не дает ответа на этот вопрос. Развитие темы посмотрим в “Золотом шуме”. В этом произведении вам надо найти три момента: во-первых, Украину и ее сердце – Киев – благословляет Бог и даже сходит на землю Андрей Первозванный. Природа и все вокруг этому радуется: “Над Киевом – золотой гул, И голуби, и солнце!…”. И дальше – “… Украину бесславия благословлял крестом, Лаской Божьей в сердце раненный Андрей Первозванный”.

Во-вторых, в поэме появляется образ черной птицы. Он закрывает небо, не дает снова расцвести Украине. Украина была разорена, изуродована, люди перестали быть похожими на людей, и даже от этого зрелища “предки с ужасом отвернулись”. П. Тычина поднимает проблему национального возрождения украинского народа: довольно уже жить под властью “черных птиц”. Украина должна быть суверенным государством: “Вырастешь! – Сказали тополя. Брызнет песнями! – Сказали цветы. Разольемся! – Сказал Днепр. Тополи, цветы и Днепр”.

В своем произведении вам надо подчеркнуть, что украинский народ почувствовал свою самостоятельность и решил больше не молчать, а подняться на борьбу за национальное освобождение. Объединяет людей романтический символ – “неугасимый огонь прекрасный, вечный Дух”. Народ идет к своей свободе: “Приветствуй же нас ты с солнцем, голубями, Я сильный народ! – С солнцем, голубями. Приветствуй нас родными песнями! Я – молодой! Молодой!”.

Идея освобождения украинского народа от рабства звучит и в стихотворении “Ой что в Софийском заиграли колокола…”. Это стихотворение, как и “Золотой шум”, было написано в 1917 году. В нем чувствуется радость от того, что идет революция. Тычина видит – опять, как в “Золотом шуме” – Украину независимым, суверенным государством. Это обязательно следует подчеркнуть в своем произведении: “не будет больше господина в свободной Украине”. Замечаю, что речь пока идет о настоящих господах, о самодержавии. В этом стихотворении природа радуется вместе с людьми, которые идут “с крестами, с хоругвями”, проводят “службу Божью” и льются не с “Интернационалом” на устах, а с “Заветом” и “Славой”. Народ идет защищать свою свободу: “Эй, вместе, вместе станем На врага мы, братья… Кто предаст неньку Украину – Проклятье тем, проклятие”.

Получение свободы окрашено символикой веры в Господа и родную культуру. Для того, чтобы подбодрить народ, нужно было обращение к кобзарям. Ведь кобзари, если вы помните, всегда вдохновляли людей на подвиги. А подвиг в этом положении упадка был очень нужен: “Земля захотела жить снова – шумят мощно реки. Благословите вы честную кровь, Хвала борцам навеки! Хвала борцам, что на заре Легли в холодные ямы. Эй, ударьте по струнам, кобзари, Вдохновите сердца песнями!”. Чувствуете романтическое настроение П. Тычины, настроение, которое зовет к национальному самоосвобождению, к свободе Украины. Автор очень любил свой народ и плакал вместе с ним, когда видел, как умирают лучшие. В стихотворении “Памяти тридцати” тридцать молодых сыновей отечества погибли за счастье Украины, за ее светлое будущее. И поэтому Тычина говорит, что “по кровавой по дороге нам идти в мир”, что не все будет замечательно на пути к свободе – будут и жертвы. Но об этих жертвах будет помнить украинский народ, недаром хоронят их на Аскольдовой могиле. “На Аскольдовой могиле! Похоронили их – Тридцать мучеников украинских. Славных, молодых…”.

В стихотворении “Кто же это так с тебя смеяться смел?” П. Тычина гневно осуждает кровавую грабительскую гражданскую войну. Автор разоблачает лживость обещаний новой власти построить для трудового люда “светлое коммунистическое” будущее: “Сказали люди: хватит нас обманывать. Будем еще на свободе в цепях гнить: Ждали мы героя, а встал свинопас, – Кто же так яростно бросил на растерзание нас?”. В рассмотренных стихотворениях прослеживается романтический идеал национального освобождения и свободы, ибо действия героев народа сопровождаются всюду то “шумом”, то песнями кобзарей, то лечением природы, т. е. романтическими образами.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Путями П. Тычины