Мелодичность поэтических образов Павла Тычины

Одной из главных особенностей замечательной поэзии П. Г. Тычины было его мировосприятие через музыку. Когда читаешь его произведения, кажется, что музыка сопровождает каждую строку поэзий, а потом еще долго живет в душе, волнует и радует. О том, как поэт был влюблен в музыкальные темы, как владел мастерством перекладывать красоту людей, величие времени, красноречиво свидетельствуют его произведения: поэма – симфония “Сковорода”, фуга “Шуши, эпоха наша!”, реквием “Похороны друга”, “Дума о трех Ветровом”, “Песня о гармонии”,

песня-ноктюрн “Вы знаете, как липа шелестит”, стихе сборнике “Солнечные кларнеты”, “Музыкальное утро в консерватории”, кантата “Марии Занккозецкой”. Ярким примером объединения слова и музыки есть его поэзия “Солнечные кларнеты”.

Сборник “Солнечные кларнеты” в 1918 году стал этапным событием в украинской литературе. Л. Новиченко назвал ее “одним из самых музыкальных творений в мировой поэзии”.

Мир “Солнечных кларнетов” преисполнен звонких и пастельных красок и звуков. Световые и звуковые краски создают световую музыку солнечных кларнетов, которые, по определению

одного из исследователей П. Тычины А. Никовского, напоминают “что-то подобное длинным блестящим трембитам в руках ангелов… Кларнеты – это сурьмы света, космического ритма, трембиты, сотканные из лучей”.

Среди этих стихов особое место занимает “Арфами, арфами…”, как исключительное явление в художественной литературе. Этот стих пленит музыкальностью, мастерским переводом лирического содержания на язык музыки. Тычинова арфа якобы исполняет нежностью, мелодичностью, строки потихоньку зачаровывают. Она звучит на протяжении всего произведения и мягко омузычивает все слова. Даже слова “смех”, “плач”, “думы”, “огорченная” воспринимаются как мысленные мелодии, которые определяют содержание задумчивого поэтического произведения.

В нем также слышно мажорное звучание, разнообразное за цветными оттенками: “арфами золотыми, “цветами – жемчугом”, “плач… перламутровый”, “поточки, как колокольчики” и прочее. Впечатляющая сила гармонии стиха “Арфами, арфами…” состоит в объединении слова и звуковых образов, в четком ритме, в композиционном порядке. Этому подчинено и симметричное размещения строк, начало каждого куплета с паузой, обозначено тире, а именно: “Арфами, арфами”, “Думами, думами, “Любая, милая”. Такие словосочетания напоминают главную тему, фиксируют душевные порывы лирического героя.

Арфами, арфами
Золотыми, громовыми откликаются леса,
самозвонными:
не до сна –
мчит весна –
жемчуга и цветы
в косах девичьих.

Своеобразность стиля П. Тычины оказывается не только в восхищении природой весны, а и в глубоких раздумьях, которые вводят нас в волшебную весеннюю музыку:

Думами, думами,
словно море кораблями, переполнилась лазурь
нежнотонными:
грянет бой
огневой,
смех будет, плач будет
перламутровый…

Волшебная музыка произведения “Арфами, арфами” такая же солнечная, жизнерадостная, преисполненная теми же глубокими расположениями духа, которыми отмечается вся поэзия Павла Григорьевича Тычины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Мелодичность поэтических образов Павла Тычины