Далекое прошлое России в творениях Лермонтова

Лучи эновой любви отбрасываются как бы и назад и ярко отражаются в его прекрасной “Песне про царя Ивана Васильевича Грозного” (1837). Далекое прошлое России рисуется ему уже не в фантастических очертаниях, как раньше в “Сыне вольности”, а во всей прелести народной былинной простоты, и он узор за узором выводит картины тогдашнего быта. Ему открылся дух того времени, он постиг несложную, но цельную психологию тех людей. Еще сильнее сказывается новая тенденция в отношении Лермонтова к современности.

Теперь он заинтересован в вопросах земли; он выстрадал право предъявлять к человеческой личности свои высокие требования. От того так мощно звучат те укоры, которые он посылает своему поколению, и, прежде всего людям определенного круга. Главным сатириком является он уже в стихотворении: “На смерть Пушкина “, в обращении “надменным потомкам известной подлостью прославленных отцов”, “свободы, гения и славы палачам”. Он хорошо знает этот “свет завистливый и душный”, он изучал его, скрывая свои думы под непроницаемой маской. Тонким и чутким наблюдателем жизни сказывается он и в “Думе”, и в стихотворении “Первое января”: резко и выпукло набросаны им черты общества той эпохи, расслабленного и обезволенного – те самые черты, которые одновременно рисуются в широких рамках бытового романа: в “Герое нашего времени”.






У чому полягає небезпека цахесів.
Далекое прошлое России в творениях Лермонтова