Тема поэта и поэзии в поэзии Н. А. Некрасова

Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представшей то резвой, то веселой “вакханочкой”, то задумчивой, то суровой и гневной. Но в стихотворении Некрасова “Вчерашний день часу в шестом…” – совсем иная Муза. Между “крестьянкой молодой” и Музой нет никаких различий, они одинаково дороги и близки поэту. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже

подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.

В стихотворении “Нет, Музы ласково поющей и прекрасной…” отношения между Музой и поэтом складываются драматично – это поединок, “ожесточенный бой”. Но поединок не заканчивается разрывом – в драматизме борьбы родился прочный и кровный союз. Поэт учит Музу не смиряться, не стихать в гневе, изживать всепрощенческие настроения. “Поэт и гражданин” – драматические раздумья Некрасова о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.

Перед

нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”. Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, к обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.

Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений. И уже заканчивая свой жизненный путь, Некрасов вновь обратился к Музе (“О Муза! Наша песня спета и “О Муза! Я у двери гроба!”), воскрешая давние образы своей лирики.

В стихотворении “Музе” от интимного, личного тона (“Приди, закрой глаза поэта…”) совершается переход к высокой патетике (“На вечный сон небытия”), а все стихотворение венчается пронзительной лирической нотой: “Сестра народа – и моя!” Эти перемены интонаций усиливают поэтическое волнение и делают необычайно задушевной тему прочного единства народа, поэта и его Музы. Муза, некогда названная сестрой молодой крестьянки, теперь осознана сестрой народа и сестрой поэта. Через нее поэт нашел дорогу к народу, а народ обрел своего поэта.

Мучительная для Некрасова тема народного признания получает оптимистическое, но не лишенное трагизма разрешение. Когда-то Некрасов писал, что Муза не торопилась порвать с ним “прочного и кровного союза”. Теперь он подвел итог, возложив свои надежды на Музу: Мене мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, прочному союзу! Нерусский – взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Тема поэта и поэзии в поэзии Н. А. Некрасова