Идейно-тематическое богатство сборника П. Тычины “Солнечные кларнеты”

Павел Тычина как художник родился в 1918 году сборником “Солнечные кларнеты”, который принес ему славу и признание. Он ознаменовал появление нового таланта, яркой художественной индивидуальности. На литературную ниву вышел поэт-лирик, который своим мастерством, искренностью и задушевностью, любовью к жизни и человеку принуждает вспомнить имена светочей национальной литературы – Шевченко, Франко, Леси Украинки. П. Тычине судилась судьба гения. Автор “Солнечных кларнетов” – весь в ранней весне украинской революции, в предчувствии

приближения всеочищающей грозы.

Образ “солнечных кларнетов” – это не только символ красоты вечно юной, наполненной красок и музыки природы, а и воплощение стремлений к всему солнечному, радостному, животворному, овеянному молодостью. Образ солнца, как источника жизни на земле, силы, которые дарит людям радость, выражает мечту поэта о счастливой жизни. А когда певец видел человеческое бедствие, когда тоска окутывала его сердце, он не падал в отчаяние. Не угасала его вера в победу светлого, гуманистического над тьмой.

Лирический герой сборника – юноша, который богат и щедр душой, это романтик, влюбленный

в красоту мира, в природу, в жизнь. Это олицетворение самой молодости, которая лишь ступила на жизненный порог и очаровывает свежестью и чистотой чувств, благородными порывами.

Стих “Ой не кройся, природа” раскрывает идею единства человека и природы. Расположение духа лирического героя находится в гармонии с природой: то печальный, то светлый прозрачный, будто краски золотой осени. Простой, обычный вид в стихе “Рощи шумят” захватывает художника обворожительностью рощи, реки, тучки в небе. Читаешь – и в воображении возникают образы: рощи шумят, звон гудит, тихий шепот трав, тучки бегут, небо, край – как золото. Лирический герой захвачен красотой родной земли, приходом весны. Шум рощ – будто нежно тонные звуки арф, поэтому и название поэзии – “Арфами, арфами”. Весна пробуждает глубокие думы, которыми переполнено все кругом, думы о грядущих боях, боях за человеческое счастье. В чистом воздухе – предгрозовое напряжение: “Будет бой огневой!”. Этим чувством охвачено сердце героя, человека, влюбленного в родной край..

Там, где мир полнится музыкантом, переливается красками, рождается прекрасное. А спутником его является любовь. Для Тычины где любовь – там красота, высокая поэзия. Его стихи “Не смотри так приветливо”, “О любо Инна”, “Цвет в моем сердце” привлекают тихой нежностью языком чистого и честного сердца. Молодость! Это такая страна, в которой человеку за жизнь приходится побывать только один раз. Тычина открывает ее красоту через величественное и священное чувство любви.

Шест задумывается над философской темой Человека и времени. Поры года природы в “Пастелях” отвечают “порам” человеческой жизни. Осень – пора задумчивости, легкой грусти. Весна олицетворяет молодость. Лето – зрелость, совершеннолетие. Природа, а с ней человек, живут по законам постоянной изменяемости, текучести, движения во времени и пространстве. Философия времени опирается в Тычине на поэтическое сопоставление человеческого века со временем. У человека ” также свое утро, день, вечер и ночь. Первая постель дает волшебный рисунок утра. В природе, веет чарами человеческого утра – детства. Оно оживает сказкой о зайчике, доверчивой беззаботностью, поэзией духовной “Пробежал зайчик. Смотрит – рассвет! Сидит играется, Ромашкам глаза раскрывает”. Но на смену этой картине приходит другая:

А на востоке небо пахнет. Северный черный плащ ночи Огневыми нитями стачивают, Солнце.

Черный и красно-огненный цвета развивают мотив борьбы света и тьмы, добра и зла, навевают мысль о быстротечности человеческой жизни. Важной темой сборника является проблема, национального возрождения угнетаемого и приниженного украинского народа. Поэма “Золотой гемин” – вера в национальное и социальное освобождения родной Отсюда – пафос овеянной мечтой воли, полное отсутствие недружелюбного отношения к другим народам. Поэма – гимн весеннему солнцу:

Над Киевом – золотой гимн, И голуби, и солнце! Внизу Днепр трогает струны.

События весны и лета 1917 года убаюкали общество. Это был “золотой гул” пробуждение. Даже “предки встали из могил… жертву солнцу приносят”. Народ верит в свои силы:

Звездным утром припади ухом к земле – идут Идут люди в свое будущее И все поют, как вино: Я сильный народ, Я молодой!

Боль и тревога за судьбу родной земли возникают в образе скорбной матери, который есть традиционным в творчестве многих поэтов мира. “Проходила по полю…” – такими словами начинается! заканчивается каждый из стихов, тетраптих “Скорбная мать”. Проходила Мать Мария и пыльный глаз не мог не заметить – “чей-то труп в ржах чернеет…” Свирепствует смерть в Украине:

Не быть никогда раю В этом кровавом крае, В крае, где даже к ветки зверобоя Из крови тут гурьбой Возросли на поле боя…

“Скорбная мать” – это боль и тревога за судьбу Родины, где украинская Голгофа.

В ранней лирике П. Тычины жизнерадостность, краея естественна для человека, влюбленность в волшебный мир перемежевывается и сияет яркими отсветами, которые символизируют большую тревогу, напоминают про тяжелые испытания времени, о человеческих трагедиях. “Солнечные кларнеты” – книга поэтических шедевров П. Тычины, которая очаровывает, облагораживает каждого, кто припадет к ней жаждущими устами.






Порівняльна характеристика наталки і петра.
Идейно-тематическое богатство сборника П. Тычины “Солнечные кларнеты”