Образ моря и его художественное воплощение в произведениях отечественной классики XIX века

Море – одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе морские просторы.

Великие поэты XIX века, Пушкин и Лермонтов, нередко в своем творчестве обращаются к образу моря. Обратимся к стихотворению А. С Пушкина “К морю”. Перед нами стихотворение – обращение к морской стихии, близкое к жанру послания к другу. Какие же качества привлекают поэта в море?

“Прощай, свободная стихия…” – говорит Пушкин в первой строчке своего

стихотворения. Итак, прежде всего, поэта привлекает свобода. Море для него – это олицетворение свободы. Море прекрасно во все моменты: поэт любит и его “тишину в вечерний час, и своенравный порывы”. Пушкин наделяет море чертами живого существа и делится с ним, как с другом, своими думами, желаниями, находит в нем отклик:

Как я любил свои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час.

Описание моря выполнено поэтом в приподнятых, торжественных выражениях. Пушкин отбирает соответствующую лексику – слова высокого поэтического ряда, архаизмы: “бездны глас”; “смиренный парус

рыбарей”; “неподвижный брег”; “вотще”; “почил”; “могущ”.

Стихотворение Лермонтова “Два великана” воспроизводит бой двух великанов – иноземного и русского. Русский великан в честном бою доказал самоуверенному заморскому богатырю, слава о котором гремела “за долами, за горами”, что русские богатыри обладают недюжинной физической силой и, если возникнет необходимость, защитят Россию от врагов:

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел – тряхнул главою – …

Ахнул дерзкий – и упал!

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

Море, в которое упал сраженный рукой русского витязя богатырь иноземец, олицетворяет мощь, богатырскую силу великана. Море, огромное, таящее в себе грозную силу, чем-то сродни русскому богатырю.

В стихотворении “Желанье” лирический герой, томясь в неволе, тоскует о свободе, мечтает вырваться из своей темницы. Свободу для лирического героя олицетворяют “сине поле”, по которому можно “проскакать” на резвом коне; “черноглазая” красавица и море:

Я тогда пущуся в море,

Беззаботен и один,

Разгуляюсь на просторе

И потешусь в буйном споре

С Дикой прихотью пучин.

Лирического героя не пугает, не страшит “дикая прихоть” морских пучин. Море, неспокойное, огромное, – достойное прибежище для беспокойной души лирического героя, жаждущего полноценной жизни, действия.

Олицетворением воли, свободы, динамики является море и в другом стихотворении М. Ю. Лермонтова – “Для чего я не родился…”. Лирический герой этого стихотворения, словно томясь условностями света, грустит о своей несвободе; жалеет, что не родился синей волной. Герой мечтает, “шумно катиться Под серебряной луной”, “страстно лобзать” “золотистый песок” и “презирать” все опасности, таящиеся в морских пучинах.

Традиционно образ моря оценивался русскими классиками в положительном свете. Часто, следуя романтической традиции, эта стихия становилась олицетворением свободы как недостижимого идеала героя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Образ моря и его художественное воплощение в произведениях отечественной классики XIX века