Проблема счастья в пьесе И. П. Котляревского “Наталка Полтавка”
Название пьесы Ивана Котляревского ” Наталка Полтавка ” стала крылатым выражением. Так образно довольно часто называют хороших девушек и сегодня. В чем же заключается магический секрет героини пьесы? Очень мало было счастливых людей на земле во все времена, а Наталка все же таки нашла свое счастье, хотя ей, конечно, пришлось бороться за него. И. П. Котляревский впервые в украинской литературе вывел на сцену новую героиню, которая благодаря силе своего характера способна ступить на путь сопротивления “нечеловеческим обстоятельствам”.
В
И.
Так, например, Николай усматривает свое счастье в способности помочь людям, в чувстве человеческого достоинства, в стремлении к независимости, в смелости, уме и чувстве солидарности с обездоленными и бедными. “Идеальный”, но немного слабый духом Петр, смирившись с обстоятельствами, отказывается от своего счастья с Наталкой ради покоя ее матери Терпелихи.
Терпелиха тоже мечтает о счастье, пусть и не о своем, так о дочкином. Из своего собственного жизненного опыта она хорошо знает, что такое бедность и нужды, поэтому Наташино счастье в ее воображении ассоциируется с богатым зятем. Возный и выборный свое счастье строят на вранье, подкупах, взяточничестве, использовании власти в собственных интересах. Однако, в финале пьесы возный будто перерождается, сломав традиции, отказывается от нареченной уже после того, как она подала полотенца, так как не хочет разлучать влюбленных. Таким образом, исходя из просветительских представлений о естественной доброты человека, И. П. Котляревский делает шаг вперед и в своем произведении показывает, что реальное поведение, представление о человеческом счастье, те или другие черты личности в какой-то мере зависят от среды, социальной роли, общественного положения и воспитания индивидуально. Значение творчества И. Котляревского в украинском национально-культурном возрождении.
Котляревский – основатель новой украинской литературы, так как есть первым ее классиком, зачинателем. Его произведения – исторический излом в развитии украинской литературы, начало нового ее этапа. Он первый обратился к животворным источникам народного языка, сделал его литературным, использовал богатейшие сокровища фольклора и этнографии своего народа. Он писал реалистические и народные произведения. Котляревский ввел новые жанры: эпическую травестийно-бурлескную тему, комическую оперу, водевиль. Его произведения преисполненные неподдельного юмора, высокой, поэтической, искренней любви к народу. Шаг за шагом раскрывает нам писатель образ простого народа, утверждает его большую духовную силу, которая создает будущее. Как поэт-гуманист, поэт-просвититель, он сочувствует закрепощенному крестьянству, осуждает отрицательные явления жестокой феодально-крепостнической действительности, воспевает патриотичные чувства трудящихся.
Т. Шевченко назвал И. Котляревского “отцом”, так как он был талантливым его предшественником, родоначальником революционно-демократического направления в украинской литературе. Произведения Котляревского являются замечательными образцами искусства в нашей изящной словесности, имеют большое познавательное, художественно-эстетичное и воспитательное значения.
Поэтому, по моему мнению, творчество этого писателя – драгоценное сокровище
В золотом фонде мировой литературы. И, как сказал Т. Шевченко:
Будешь, отец, властвовать, Пока живут люди; Пока солнце с неба сияет, Тебя не забудут!
Пьесы Котляревского привлекательные и бессмертные своим правдивым воспроизведением народных картин крестьянской жизни в Украине в начале XIX ст. Евгений Кашлюк писал: “И в “Наталке-Полтавке”, и в “Энеиде” следует усматривать еще не критический реализм, а своеобразный – просветительский. Котляревский протестует против феодально-крепостнической морали; сочувствует труженикам, но старается не заострять социальные разногласия”. Живой разговорный язык “Наталки-Полтавки”, симпатия автора к положительным героям своего народа – представителям простого люда, ненависть ко всему отрицательному – все это свидетельствует о любви к народу Котляревского, его тесная связь с народом.