Автопортрет героини в пьесе И. Котляревского “Наталка Полтавка”

Что лучше всего может выразить настроение человека, проявить, что у него на душе? Конечно же, песня. Так как только она может успокоить в минуты печали и горя, развеселить и придать сил. Поэтическое народнопесенное восприятие нашим народом человека и окружающего мира зародилось под влиянием украинской природы, народных обычаев и обрядов. Оно является проявлением талантливости нашего народа, своеобразности характера украинского человека, наделенного большой духовной красотой и силой слова. Подтверждением этому и является пьеса Ивана Котляревского

” Наталка Полтавка “.

Ее появление было тем могущественным весенним громом, который пробудил самосознание нашего народа, так как большое место в нем занимала песня, которая была его органическим элементом, которая помогала раскрывать национальные характеры персонажей. Звенит девичий голосок, и появляется Наталка Полтавка. Она не только словами, а и песнями раскрывает свой характер, красоту, судьбу: “Ой я девушка Полтавка, А зовут меня Наталка: Девка простая, не красивая, с добрым сердцем, не спесивая”. Это настоящий лирический автопортрет героини, простой украинской девушки, которая нравится

ребятам своей красотой, веселым и шутливым характером и верностью – всей душой. Песня же “Видно пути полтавские и знаменитую Полтаву” дополняет этот портрет. Из нее мы узнаем, что Наталка небогатая, простая, но честного рода, не стыдится прясть, шить и носить воду. Из песен возникает романтизированный автором образ Наталки Полтавки. Именно из них мы узнаем и о характере девушки, и о том, как она живет, что ее волнует, от чего она грустит. Так как состояние человека может лучше всего передать только песня. Сердце девушки преисполнено печалью и тревогой за любимого. Именно это состояние души героини ярко передает песня “Веют ветра, веют буйные”:

Где ты, милый, чернобровый? Где ты? Отзовись! Как я, бедная, здесь горюю, приди посмотри. Полетела бы я к тебе, но крыльев не имею, Чтобы увидел, как без тебя с горя высыхаю.

Эта песня о том, как тяжело жить без любимого, не зная, где он, что с ним произошло. Хотя прошло много времени с того времени, как исчез Петр, Наталка не теряет надежды его увидеть. И вопреки всему звучит песня “Ой мать, мать! Сердце не считает”. Она указывает на решительность девушки: “лучше умереть, как с немилым жить, сохнуть с печалі, каждый день слезы лить”. Хорошо, что и Петр не забыл Наталки. Этот сирота без рода грустит, что нет у него “ни избушки, нет счастья, ни женщины”, “не орано и ничего не сеяно”, так как он “один в мире”. Однако Петр богатый душой – настойчивостью, добротой и верностью в любви к Наталке. Сетование на свою злую судьбу он выражает словами песни “И шел казак с Дона”.

Спасибо судьбе, когда казак в поле. Так как когда он в поле, тогда он на воле.

Какая свободолюбивая душа у этого парня, какой добрый казацкий характер. И не только об этом мы узнаем из песни. Оказывается, за долгие четыре года разлуки Петр не забыл любимую и стремится скорее ее увидеть. Из песен этого героя мы узнаем о его характере и взглядах на жизнь. Песня также является зеркалом души возного. Именно благодаря ей мы можем представить этот образ – образ взяточника и плута, узнать о его философии, которая оправдывает социальную неравность, подчиненность бедного богатому, хищничество:

Всякий, кто выше, то низшего гнет, Сильный бессильного давит и жмет, Бедный богатого будет слуга, Корчится, гнется пред ним, как дуга.

У каждого героя в пьесе есть своя песня – одна или несколько. Она помогает разобраться в сложных человеческих характерах, она берет за душу. Убрать хоть одну песню из пьесы – значит взять ее сердце. Поэтому звучит она, песня, уже много лет, песня буйная и нежная, согревает трогательной красотой наши сердца. Вышла ты, постная, из зеленой, белостенной Полтавы полтора столетия тому назад и до сих пор ходишь от дома к дому. Тебе всегда открыты двери. Везде тебя встречают то ласковой улыбкой, то влюбленным взглядом, то чистыми слезами. И будут встречать, так как несешь ты с собой невыразимую красоту и чистую душу!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Автопортрет героини в пьесе И. Котляревского “Наталка Полтавка”