Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

“Я лиру посвятил народу своему”, – писал Некрасов в стихотворении “Элегия”. Народная тема волновала писателя как никакая другая, поэтому он посвятил ей поэму-эпопею ” Кому на Руси жить хорошо “. Композиция поэмы строится по законам классического народного эпоса: она состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав: часть 1 – “Пролог”, часть 2 – “Последыш”, часть 3 – “Крестьянка” и т. д. Внешне эти части связаны с темой дороги: семь мужиков странствуют по России, пытаясь найти ответ на вечный

вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”

И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы – проблема народного счастья. Семеро крестьян из Заплатова, Неелова, Дырявина, Знобишина и других деревень (названия которых говорят сами за себя) затеяли спор о том, возможно ли счастье для простого крестьянского люда? Они высказывают свои предположения и приходят к выводу, что счастливыми на Руси могут быть помещик, чиновник, поп, министр государев и царь. Но никто из странников не представляет в качестве возможного счастливчика ни крестьянина, ни солдата, ни ремесленника. И не случайно некрасовские

странники не упоминают о счастье “освобожденного крестьянина”. Вспомним, как сам Некрасов отзывался о реформе 1861 г.: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”

Крестьяне упорно хотят найти “счастливца” на Руси и ищут правду о независимом счастье, завидуя свободно летающему птенчику: “А все ж ты, пташка милая, сильнее мужика”. Несмотря на то что у них полно забот и бед, они не жалуются на свою судьбу и непритязательны в своих желаниях: им бы только “хлебушка, да огурчиков, да по жбанчику холодного квасу”.

Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас с другими яркими представителями простого народа. Одним из них является Яким Нагой, для которого счастье состоит в том, чтобы трудиться, сливаясь с матушкой-землей, и получать достойный урожай. На примере того, как Яким спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена – иконы, мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл. Другой мужик, который знает цену и счастью, и несчастью, – бывший мельник Ермил Гирин.

В главе “Счастливые” странники ходят в праздничной толпе народа и ищут счастливых, обещая одарить водкой. К ним подходит самый разный люд: и дьячок, для которого счастье – в вере, в “благодуше-стве”; и старуха, счастливая от того, что у нее уродился урожай репы; и солдат, выживший после опасных сражений, голода и ранений. Подходят к странникам и каменотес, и дворовый человек, и убогие, и нищие, которые по-своему трактуют счастье и в большинстве случаев лукавят, чтобы получить водки. О счастье ъ поэме говорят не только люди из низших сословий, но и те, кто жил богато, но по каким-то причинам разорился и познал нужду и беды: помещики, чиновники и другие.

Но, пож��луй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, – это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Сам Гриша – сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.

Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников и остальной народ жить no-совести, честно работать и бороться за свое счастье во что бы то ни стало.






Оповідання ми за тверезе життя.
Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”