Картины народного быта в поэме “Энеида” И. П. Котляревского

Проследить судьбу Своего народа, ментальность, его жизнь с присущими ему бытом, верованиями помогает нам фольклор, а также художественная литература. Именно из этих основных источников черпаем мы знание, ту информацию, которая нас интересует. Ярчайшим выразителем самобытности нашего народа в библиотеке украинской литературы является поэма “Энеида” И. Котляревского.

Бурлескно-травестийное произведение, которое является переработкой одноименной поэмы Вергилия, благодаря талантливому перу И. Котляревского, отображению духовной

жизни украинского народа, его лучших традиций стало в нашей литературе непревзойденным шедевром. Глубокая народность “Энеиды” проявляется и в картинах быта, которые так чудесно подаются живыми и талантливыми тонами. Богатыми, разнообразными красками обрисовываются в произведении народные гуляния, праздники, игры, танцы, обычаи и поверья, народная одежда и домашняя обстановка, описанные разнообразные дела. Украинскими названиями названы земли, поселения. С искренним восхищением изображены игрища, развлечения. Этими особенностями насыщено все произведение. Так, после бури на море “Эней велел готовить
обед”. Столов на лодках не было, но помогла казацкая сообразительность, и “стол” был готов:

Положили шалевки сосновые, Кругом наставили мисок; И кушанье всякое без языка В голодный пихали все уголок. Здесь с салом галушки якшали, Лемишку и кулеш глотали И брагу кухликом тянули; И водочку хлестали, – Насилу из-за стола встали И после спать все легли

В “Энеиде” упоминается и описывается столько кушаний и напитков, которых, наверное, больше, чем в специальной работе по этому вопросу. Какой здесь богатый выбор одежды! Среди этого яркого самобытного колорита Украины не менее богатой возникает картина народного быта. Это говорит о замечательной осведомленности И. Котляревского о этнографии своего народа. Именно это позволяет читателю увидеть и познать народную жизнь того далекого времени. Здесь мы находим подробные описания вечерниц, похорон и поминок, ворожения и шептания, народного лечения. Из “Энеиды” узнаем о украинских народных инструментах и танцах. Троянцы умеют “садить третяка”, гопака, гайдука. Они знают много песен. “О Сагайдачном пели, Небось пели и о Сечи…”. С какой искренностью и естественностью автор произведения описывает потусторонний мир – ад и рай, куда попадали души умерших. А с каким любопытством отображены вечерницы, которые были своеобразной школой на селе, где раскрывалась казна человеческой мудрости. Котляревский с этнографической точностью описывает вечерницы в аду, куда Анхиз привел Энея, чтобы отгадать юношескую судьбу. Все картины потустороннего мира являются живой панорамой народной жизни. Вместе с этим И. Котляревский показывает народные взгляды и отношение к событиям и явлениям, к самим себе. Картины жизни и быта изображены Котляревским на основе глубоких знаний своего народа. Вэтом автор сам сознается:

Пойду я к людям старикам, Чтобы их в аду расспросить, И попрошу их рассказать, Что слышали от дедов своих.

Произведение является глубоко народным, из-за чего и пользуется такой популярностью среди читателей разного возраста и во все времена.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Картины народного быта в поэме “Энеида” И. П. Котляревского