Песни и их роль в пьесе И. П. Котляревского “Наталка Полтавка”

“Наталка Полтавка” – первое драматическое сочинение новой украинской литературы. Основным источником для написания пьесы была жизнь украинского народа. Современные литературоведы утверждают, что ” Наталка Полтавка ” создана на основе настоящего жизненного факта. Автору, наверное, были известны и другие истории, когда девушек силком выдавали замуж, и он обобщил их. Вторым поводом для писателя были украинский быт, обряды, его балладные песни:

“Ой, отдала меня мать за нелюбимого замуж”, “Брала девка лен”, “Лились

воды на четыре брода”, “Черная тучка наступает”, “Лимиривна”.

Художественная ценность “Наталки Полтавки” обусловлена тем, что Котляревский использовал для своего произведения богатейшие сокровища украинского фольклора. Построив, как было указано раньше, сам сюжет на основе родных мотивов, Котляревский ввел в пьесу, один из важных компонентов украинской оперы, народную песню (всего их в пьесе – 22).

Большинство песен являются вариациями известных народных песен. Отдельные песни написаны самим Котляревским, а не народом (“Видно пути полтавские”, “Ой, я девушка Наталка”). Эти песни пронизаны

искренним чувством и представляют собой яркие, образцы народной лирики. Песня помогает раскрыть чувство главной героини пьесы – Наталки. Наталья любит Петра – бедного парня, сироту, который был нанят ее отцом, а потом ушел бурлачить, так как старый Терпило не согласился на бракосочетание с ним своей дочки. Наталка долгие годы ждет милого, и тоскливо льется ее песня:

Веют ветры, веют буйные, аж деревья гнутся. Ой, как болит мое сердце, а слезы не льются! Трачу года в злом горе и конца не вижу.

Вот к Наталке сватается пожилой, но богатый ввозной. Матери он нравится, а девушке – не мил. Наталка, от природы стыдливая и воспитанная, сохраняет свою честь и человеческое достоинство, и помогает ей песня:

Видно пути полтавские и знаменитую Полтаву, Уважте сиротину и не вводите в славу. Не богатая я и простая, и честного рода, Не стыжусь прясть, шить и носить воду.

Любящая мать Наталки – больше всего желает счастья своей дочурке, но она не в силах что-либо изменить, поэтому уговаривает Наталку выйти замуж за него. Песня Терпилихи подтверждает ее намерения:

Или же я тебе, дочь, добрая не желаю, Когда кого зятем себе выбираю? Ой, дочь, дочь что же мне начать, Где же любезного зятя достать?

Живо и реалистически описал писатель и образ жениха Наталки – возного. И как высказывает этот “упорный юрист” свои чувства к Наталке в песне:

…Наталки вид ясный… Утробу всю потряс… Кровь взволновалась… Безмерно, ах! люблю тебя, девицу, Как скупой волк младую овечку.

Очаровывает и пленит душу и песня возлюбленного Наталки Петра, который возвратился из батраков и ищет Наталку:

Солнце низенько, Вечер близенько Спешу к тебе, Лечу к тебе, Мое сердечко!

Узнав о том, что Наталка уже подавала полотенца возному, Петр не может унять свое разбитое сердце. Тоскливо разливается его печальная песня:

У соседа дом белый, У соседа женщина мила, А у меня ни избушки, Нет дома, нет женщины.

Тем не менее, пьеса имеет счастливый конец: возной отказывается от Наталки, а Терпилиха – мать Наталки – благословляет Петра и Наталку на супружескую жизнь, и из уст главной героини снова льется волшебная песня:

Я с Петром моим счастливая, И веселая, и шутливая, Я люблю Петра душой, Он один владеет ею.

Реализм и народности пьесы Котляревского “Наталка Полтавка” усиливают ее песни, то заимствованные из фольклора, то написанные самим автором в народном духе. Песни здесь – не просто музыкальные номера, как в тогдашних комических операх, не только “орнамент”, а и один из главнейших средств раскрытия характера. В песнях персонажи выливают свои чувства, высказывают взгляды, показывают свой характер. Песни и лирически-песенные вариации “Наталки Полтавки” очень популярны в народе и поются как народные песни. Народность в пьесе и делает “Наталку Полтавку” вечно живым классическим произведением, которое не теряет своей привлекательности с веками.






Подорож до києва твір.
Песни и их роль в пьесе И. П. Котляревского “Наталка Полтавка”