Мотивы ранней поэзии П. Тычины
Начало XX века в украинской литературе ознаменовалось появлением и утверждением целого созвездия поэтов. В нем яркой звездой засияло талантливое слово П. Г. Тычины. Это поэт необычный, самобытный, сложный поэт-гуманист. Его нужно сердцем почувствовать, умом постичь. Исполненное философским смыслом, художественное совершенное слово поэта звучит с нежностью и любовью, правдой и добром. Максим Рыльский, характеризуя индивидуальную неповторимость поэзии Павла Тычины, очень удачно назвал ее “музыкальной рекой”. Он имел в виду, прежде всего
Большую силу таланта Павла Григорьевича подтверждают его ранние произведения. Эта лирика охватывает десятые-двадцатые годы нашего века. Автор в ней выступает как
Как не горю – я не живу
Как не люблю – я не пою,
Но этого я еще не знаю.
Всегда я – Как пламя.
Жизненная позиция автора и определяет мотив его ранних стихов. Гордо зазвучал патриотический мотив в таких стихах: “Не знаю и сам я, за что так люблю…”, “Украина моя, дорогая Украина”, “Не бывал ты в наших краях”. Здесь появился одухотворенный образ родной земли. Именно с родной землей связаны думы, мечты, надежды лирического героя. Как сын любит свою мать, так юноша любит свою Украину: трепетно, нежно и бескорыстно:
За что же так любить,
За что так любить?
Не знаю, не знаю! –
Но я люблю, И силы свои все я ей отдаю,
Ей песни синие, веселые, печальные…
Юношеское увлечение вожделенной Украиной естественно сменяется острым ответом и чужеземным пришельцам, и доморощенным землякам, которые пытались посмеяться над патриотическими чувствами героя, доказать, что Украина умерла. Герой понимает, что с людишками, которые отреклись от родной матери, не о чем разговаривать. А потому в стихотворении “Ах, не смейтесь вы надо мной” он заявляет:
Не трогайте – прошу вас – моей Украины
Только это моя радость одна!
Павел Григорьевич, будучи тонкой и нежной натурой, не мог не передать в своих стихах одного из лучших человеческих чувств – любви. “Вы знаете, как липа шелестит?”, “Когда в твои глаза смотрю”, “Я сказал тебе лишь слово” – вот те жемчужины творчества, в которых звучит струна сердца. Мастерство поэта проявляется здесь в том, что он умело передает трепет и надежды влюбленных, глубину и искренность их чувств:
Когда в твои глаза смотрю –
Кажется мне: Будто вижу
Бриллиантовых глаз целое море,
Что где-то там горят, улыбаются Прекрасные, ясные! ..
Лирический герой в глазах любимой, “прекрасных, светлых, увидел и “небо прозрачное, и настоящее чудо – “бриллиантовых глаз целое море!”. Но достаточно ей заговорить, как сразу же раскрывается душевная нищета избранницы, и на ум приходит затуманенное осеннее поле, где только “сухой стебель шатается”. В стихотворении противопоставлены чувства героя, вызванные внешней красотой девушки, ее внутреннему миру. Возвышенно звучит тема любви в другом стихотворении – “Я сказал тебе лишь слово…”. Лирический герой, сердце которого поет от счастья – радости, признается:
Переполненный любовью,
Я открыл любви книгу.
Для Тычины мир был полон красотой, солнцем, радостями. Наполнен так искренне, что все это до сих пор льется через край – и вечно будет литься, даря людям живую воду познания и радости. Примером такого тонкого отображения нежности любви является стихотворение “Не смотри так приветливо…”. Теплой летней ночью выбежала девочка
На минутку в сад. А там ее милый ждет. А там – объятия и поцелуи. Сладко и страшно. Опасно и желанно. И умоляет она отпустить ее домой, и оторваться от любимого не может. Не заметили, как и утро заиграло над ними. Целая повесть, целая поэма о любви:
Не смотри так приветливо
Яблонецветно,
Стынут звезды, как пшеница,
Буду я грустить.
Когда перечитываешь произведения Тычины, написанные им в начале творческой жизни, то ловишь себя на мысли: какие же они живучие, эти строки поэта! Время не имеет над ними никакой власти. Давно-давно отплакала бедная крестьянская нивка, сожженная палящим солнцем, облитая потом крестьянина-бедняка, – сжимает сердце жгучая боль, когда читаешь строки, написанные двадцатилетним поэтом:
Расскажи, расскажи мне, поле,
Чего редко растут колосочки –
Ой дождей мне бы надо, дождей, а не пота…
Когда М. Коцюбинский прочел эти строки на одной из своих “суббот” – и все увидели, что на Украине появился новый талантливый поэт. Но, к сожалению, ему суждена позже трагическая судьба художника. Сегодня же Тычину любят, уважают, благодарят украинские читатели.