Сатира в сказках Чуковского “Тараканище” и “Федорино горе”
Сказка “Тараканище”, наоборот, остроконфликтное сатирическое произведение. Герой сказки – Таракан – олицетворяет собой насилие, зло. Сам-то он жалкое создание, ничего у него, кроме длинных рыжих усов, нет, однако он приводит в трепет все живое, становится “лесов и полей” повелителем. Каждое его слово – угроза:
Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую…
Смех вызывают и трусливый крокодил, который со страху “жабу проглотил”, и бегемоты, дрожащие за свою шкуру:
Мы врага бы –
Так и остался бы Таракан победителем, если бы не маленький Воробей, который
Прыг да прыг, Да чик-чирик, Чики-рики-чик-чирик! Взял и клюнул Таракана – Вот и нету великана.
В большинстве сказок К. И. Чуковского начало действия совпадает с первой строкой. Так начинается и “Федорино горе”!
Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы…
Перечислительная интонация очень характерна для творческой манеры поэта: движение увлекает слушателя, завязка действия происходит
…блюдо сказало: “Гляди, Кто это там позади?” И видят: за ними из темного бора Идет-ковыляет Федора.
Многим стало жаль ее, и они решили: “Надо бы вернуться!” Долго “поливала, умывала, полоскала их” Федора, и начался настоящий праздник:
А метла-то, а метла – весела – Заплясала, заиграла, замела, Ни пылинки у Федоры не оставила. И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют и смеются…
Схожі твори:
- Мораль в сказках Чуковского “Мойдодыр” и “Телефон” Ярким подтверждением таланта писателя являются сказки самого К. И. Чуковского. В 1922 году он написал “Мойдодыр”, “Тараканище”, в 1924 году появилась “Муха-Цокотуха”, к 1925- 1926 годам относятся “Бармалей”, “Телефон”, “Федорино горе”. Каждая сказка К. И. Чуковского имеет свой завершенный сюжет, в основе конфликта лежит, как правило, борьба добра со злом. Идея сказки и заключается в […]...
- “Перевертыши” в сказках Чуковского В сказке “Чудо-дерево” ребенок вначале узнает, что на дереве должны расти “листочки и цветочки”, а потом уже 1ИДИТ необычное дерево, на котором растут “чулки да башмаки, словно яблоки”. Перевертыши “живут” и в других сказках К. И. Чуковского, достаточно прочитать начало “Тараканища”: Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперед. А за ним комарики […]...
- Юмор в сказках Чуковского Очень тонко, с большим чувством меры использует поэт комическую деталь. Так, в сказке “Тараканище” кот едет “задом наперед”, “жаба – на метле”, а слониха так расплясалась, “что румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала”, в “Приключениях Бибигона” герой “в паутине бьется” и “прямо в миску с молоком летит оттуда кувырком”. Широко […]...
- Краткое изложение Тараканище К. И. ЧуковскийТараканище “Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперед. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке. Волки на кобыле, Львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике Жаба на метле…” Едут они и смеются, как вдруг из подворотни вылезает страшный великан – Тараканище. Он грозит зверям, […]...
- Юмор в детских сказках В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки ведают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, […]...
- О торжестве и победе в сказках “Муха-Цокотуха” и “Приключения Бибигона” О торжестве светлых начал, о победе над злом рассказывается и в сказке “Муха-Цокотуха”. Сюжет очень прост: Муха пригласила на свои именины друзей. Все шло хорошо, все были добры и внимательны друг к другу, но вдруг обрушилась беда: “какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок,- хочет бедную убить…”. Гостей как ветром сдуло: “По углам, по […]...
- Добрый доктор Айболит в одноименной сказке Чуковского Действующими лицами многих сказок выступают животные, чаще всего это крокодил. Впервые читатели познакомились с ним в первой сказке Чуковского – “Крокодил”, затем писатель вводит его и в другие сказки: в “Мойдодыре” он гуляет с детьми по Таврическому саду, в “Бармалее” глотает разбойника, в “Тараканище” с испуга проглатывает жабу. В “Краденом солнце” Крокодил “солнце в небе […]...
- “Айболит” Чуковского в кратком изложении Добрый доктор Айболит сидит под деревом и лечит зверей. Все приходят со своими болезнями к Айболиту, и никому не отказывает добрый доктор. Он помогает и лисе, которую укусила злая оса, и барбосу, которого курица клюнула в нос. Зайчику, которому трамваем перерезало ножки, Айболит пришивает новые, и он, здоровый и веселый, пляшет со своей мамой-зайчихой. Вдруг […]...
- Персонажи в комедии “Горе от ума” “Горе от ума” – это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох. В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей […]...
- Сатира Горького на мещанский образ жизни Тема ренегатствующей интеллигенции была очень злободневной. Она привлекала внимание предшественников Горького – Помяловского и Щедрина, была одной из магистральных в творчестве Чехова, украинских писателей – И. Франко, П. Мирного, несколько позже – М. Коцюбинского и других. Горьковская сатира на “образованных” и “культурных” мещан была особенно острой и беспощадной, ибо велась с позиций пробуждавшегося пролетариата. Это […]...
- Комизм и сатира в рассказах Зощенко Способ мышления зощенковского героя стал способом его саморазоблачения. Языковый комизм нес с собой не только стихию смеха – он вскрывал возникший кентавр сознания: это “издевательство над несвободной личностью” – кричат пассажиры. Фразеология Нового времени становится в их устах орудием наступления, она придает им силу, за счет ее они самоутверждаются – морально и материально (“Я всегда […]...
- “Приключения Бибигона” Чуковского в кратком изложении О приключениях крохотного лилипута, мальчика с пальчик, которого зовут Бибигон. Повествование от лица автора – то проза, то стихи. Враг Бибигона – индюк. Сказка поделена на части-приключения: Бибигон и Брундуляк, Бибигон и калоша, Бибигон и паук, Бибигон и ворона, Бибигон и пчела, Чудесный полет, Великая победа Бибигона, Конец. Отрывок из первой части: …И вдруг перед […]...
- Сатира и юмор в творчестве В. Самойленко Солнечный юмор В. Самойленко отражает жизнерадостный характер его народа, который даже в нищете не теряет природного чувства юмора и надежды на лучшее будущее. Сатира и юмор В. Самойленко были знаменательным явлением в истории украинской литературы конца XIX – начала XX века. Поэт вобрал в себя примечательную черту украинского юмора – его кротость, доброжелательность, его колкость […]...
- Юмор и сатира в пьесах “Клоп” и “Баня” Не только творчество, но и сама личность В. В. Маяковского занимают значительное место в истории русской литературы. Основная заслуга поэта в том, что он создал оригинальные по форме и содержанию произведения, очень яркие, злободневные, порой юмористические, но чаще – исполненные горькой иронии и острой сатиры, что и определяет их актуальность по сей день. Силой своего […]...
- Сатира в повести Зощенко “Серый туман” Уже в повести “Серый туман” – последнем “до-печатном” произведении Зощенко, написанном почти одновременно с первым из печатных произведений. “Рыбьей самкой” – намечается экспансия мотива зверя: “зверь” обнаруживается и в “неживом” интеллигенте. Так, Повалишин, стремившийся до сих пор к эстетизации жизни и увлекавшийся, как уже было сказано. Блоком, оказавшись в лесу, проявляет свойства зверя: беглецы “близ […]...
- Юмор и сатира в пьесах Булгакова По иронии судьбы уцелела и дошла сквозь годы (и какие годы!) только пьеса “Сыновья муллы”. Именно та, которой автор в рассказе “Богема” пророчил первое место па возможном конкурсе “самых бессмысленных, бездарных и наглых пьес”, созданных в первые годы революции. Очевидно, процесс сочинения этой пьесы, отраженный не только и “Богеме”, в “Необыкновенных приключениях доктора”, но и […]...
- Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума” Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложные реальные люди. Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе “Горе от ума” наделена Софья. Очень […]...
- Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых – “Премудрый пескарь”. Пескарь был “умеренным и либеральным. Папка научил его “мудрости жизни”: ни во что не вмешиваться, беречь себя. Теперь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не оказаться в пасти щуки. Прожил он так более […]...
- Философское мировоззрение в романе “Дом на горе” Современный мир все больше обращает свое внимание на иррациональное, не подвластное человеческому уму. Человечество снова придет к выводу, что жизнь – это арена постоянной борьбы сил добра и зла, борьбы, которая длится, прежде всего, в человеческих душах. Этим и можно объяснить интерес современных писателей к мифологическому. В украинской литературе таким мастером является Валерий Шевчук. Необыкновенным […]...
- Чи сучасна сьогодні сатира В. Маяковського? Життя змінюється щодня, задаючи все нові і нові питання та найчастіше не даючи відповідей. Чи можна зараз сказати щось певне відносно творчості Маяковського? Важко розібратися у своєму часі, а що говорити про минуле. Виходить так, що у кожного часу своя правда. Який він, час Маяковського? Дивний час. Час трагедій, що роз’єднали батьків і дітей, час […]...
- Юмор и сатира М. Зощенко Вряд ли найдется человек, не читавший ни одного произведения Михаила Зощенко. В 20-30 годах он активно сотрудничал в сатирических журналах (“Бегемот”, “Смехач”, “Пушка”, ” Ревизор ” и другие). И уже тогда за ним утвердилась репутация прославленного сатирика. Продолжая анализ зощенковских традиций в литературе и искусстве, нельзя не обратиться к творчеству Владимира Высоцкого (в его песнях […]...
- Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В конце зимы 1824 года по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов. Талантливый русский дипломат и писатель не случайно выбирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва образованная и воспитала его ум и […]...
- Сатира по роману Войновича “Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина” Достойным продолжателем сатирического жанра в современной литературе является, я считаю, писатель Владимир Войнович. Его произведение “Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина” долгое время не публиковалось в нашей стране и лишь во времена демократических перемен стало доступно русскому читателю. Этот роман-анекдот высмеивает жизнь нашего общества при тоталитарном режиме Сталина. Писатель подвергает сатирическому анализу все важные […]...
- Сатира и современность в романе “Жизнь и необычайные приключения солдата Чонкина” Традиции, заложенные русской сатирой XIX века, были блестяще развиты такими замечательными писателями, как М. Зощенко ” М. Булгаков, Ильф и Петров. Они продолжают развиваться и в современной литературе. Особенно хочется отметить роман-анекдот В. Войновича о солдате Чонкине, вобравший в себя и злость булгаковской сатиры, и юмор зощенковских рассказов, напоминающий роман Я. Гашека о солдате Швейке. […]...
- Сатира Крылова и ее влияние на русскую литературу Сатира Крылова не щадит и царей: в XX письме войны, уносящие бессчетные человеческие жизни, происходят по вине государей, прозванных “великими”. Образ “мисантропа”, осуждающего пороки царя и сограждан (письмо IV), образ писателя, научившего молодого государя прислушиваться к голосу истины, невольно сопоставляется с главой “Спасская полесть” в книге Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” и выполняет сходное […]...
- Сатира в романе Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” Самые острые стрелы своей сатиры Рабле направляет против церкви, в которой видит главную паразитическую силу, давящую тяжким бременем на плечи народных масс. Для Рабле нет ничего ненавистнее монахов. Он сравнивает их с обезьянами, которые не выполняют никакой полезной работы, а только “везде гадят и все портят, а потому получают от всех насмешки и пинки”. Во […]...
- Зброя улюбленого роду. Сатира у добутках В. Маяковського Сатира як жанр виникла дуже давно. Вона була відома ще в часи стародавніх греків. Вже тоді викривала пороки і недоліки суспільства, будь то суди, політичні партії, наука, література. В основі давньогрецької комедії лежав сатиричний спосіб відбиття життя. Її герої не були індивідуалізовані, не відрізнялися психологізмом, Вони з’являлися як би в кривому дзеркалі, у гротескному, карикатурному […]...
- Центральный вопрос, поставленный А. С. Грибоедовым в комедии “Горе от ума” Почему бесспорно умный человек – Александр Андреевич Чацкий – не только не был не понят, но и отвергнут и обществом и любимой девушкой? То есть главным конфликтом комедии, вокруг которого группируются все остальные, является внутренний конфликт героя, который состоит в том, что Чацкому плохо, прежде всего, с самим собой: он не может не видеть, что […]...
- Сочинение на тему: Раскрытие конфликта комедии Грибоедова “Горе от ума” Уже в самом названии комедии “Горе от ума” (1822-1824) отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Это нашло яркое выражение и пушкинской “Вакхической песне” (1829): “Так ложная мудрость мерцает и тлеет… Пред солнцем бессмертным ума”. Но […]...
- Характеристика образа Фамусова в комедии “Горе от ума” Фамусов – убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь “на поселенье” своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, “низкопоклонник, льстец”, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия. О Фамусове Гоголь замечает: “Тип Фамусова так же глубоко […]...
- Какую роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” играет сцена бала? Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с приезда гостей в дом Фамусова. Все они представители его, Фамусова, мира. Гости полностью разделяют его […]...
- Сопоставление образов Чацкого и Базарова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” и роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) “Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним И в нем рассудок уцелеет”. Он не боится говорить все окружающим в лицо и справедливо обвинять представителей фамусовского общества во лжи и лицемерии. Базаров вначале приезжает в гости к семье своего друга Аркадия, там он сталкивается с жизненной позицией Павла Петровича, Который заявляет: “Что касается […]...
- Борьба Чацкого против “фамусовщины” в комедии “Горе от ума” Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных “предрассудках”. Понятно его страстное обличение тех, кто “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”, понятно его возмущение против “старух зловещих, стариков, дряхлеющих […]...
- Грибоедов сделал свое дело, он написал “Горе от ума” “Грибоедов сделал свое дело – он написал “Горе от ума”,- сказал Пушкин. Это дело состояло прежде всего в том, что гениальная обличительная комедия Грибоедова положила начало реалистической русской драматургии. Она остро поставила важнейшие общественные вопросы современности и поэтому сразу же стала предметом ожесточенной полемики. Борьба двух общественных лагерей, изображенная в “Горе от ума”, развернулась вокруг […]...
- Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы – Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Этот герой объединяет две сюжетные линии комедии. Одна (главная) содержит конфликтное столкновение “века […]...
- Комедия “Горе от ума” – драма о крушении ума человека в России Пушкин восклицал: “Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!” А Чаадаев, написавший самую умную книгу в тогдашней литературе, разве не был провозглашен безумцем? Все высшее общество – высокопоставленные “престарелые Несторы”, выжившие из ума старухи – всем стадом твердило об этом безумии”. Просветительские идеи, романтическое воодушевление и вольнолюбивые поэтические мечтания столкнулись с суровой […]...
- Лермонтов и комедия Грибоедова “Горе от ума” 27 ноября 1831 года в московском Большом театре шла впервые полностью комедия “Горе от ума”. Фамусова играл Щепкин, Чацкого – любимец московской молодежи Мочалов. Мочалов давал очень реалистическую трактовку образа Чацкого. В его исполнении это был живой, пылкий юноша. Исполнение, как это часто случалось с Мочало-вым, было! не совсем ровно, но даже самые строгие критики […]...
- Героиня комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин по прочтении “Горя от ума” сетовал на то, что “Софья начертана неясно”. Незакрепленность “знака” характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той “несложной драме […]...
- Герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Чадский – один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта […]...
- Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. Чацкий в комедии “Горе от ума” противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский […]...