Центральный вопрос, поставленный А. С. Грибоедовым в комедии “Горе от ума”

Почему бесспорно умный человек – Александр Андреевич Чацкий – не только не был не понят, но и отвергнут и обществом и любимой девушкой? То есть главным конфликтом комедии, вокруг которого группируются все остальные, является внутренний конфликт героя, который состоит в том, что Чацкому плохо, прежде всего, с самим собой: он не может не видеть, что происходит с ним и вокруг него, не думать об этом. Чацкий страдает от того, что способен мыслить, мыслить глубоко и неординарно. Таким образом, все проблемы комедии группируются вокруг одной главной

– проблемы ума.

Грибоедов называет Чацкого “умным человеком”, таким образом, обозначая свое к нему отношение, а остальных же героев автор представляет нам в большей или меньшей степени глупцами. Но конфликт комедии выстроен таким образом, что каждая противоборствующая сторона считает себя умной. Две жизненные позиции, две “правды”, два понимания ума противопоставлены в комедии.

Фамусовское общество считает умными тех людей, которые сумели приспособиться к жизни, добиться положения в обществе, то есть извлекли максимальную для себя выгоду. Эталоном Фамусов и ему подобные считают таких людей, как Максим

Петрович.

Доказывая Чацкому свою позицию, Фамусов рассказывает о том, как Максим Петрович добился положения в обществе благодаря своему “уму”. Обретенные жизненные блага “примера для подражания” заключались в следующем:

… он не то на серебре. На золоте едал; сто человек к услугам, Весь в орденах, езжал-то вечно цугом, Век при дворе, да при каком дворе!

Так фамусовское общество понимает верх жизненных устремлений. Достигнуть гаких “высот” Максиму Петровичу помог, конечно, ум, точнее умение пресмыкать-:я перед сильными мира сего. Карьера Максима Петровича пошла в гору после гого, как он на приеме у “высочайшего” лица оступился и упал – вначале нечаян-то, затем, увидев, что его падение рассмешило присутствующих, стал падать нарочно. Фамусов поступок Максима Петровича комментирует так:

А? как по-вашему? по-нашему – смышлен. Упал он больно, встал здорово. За то, бивало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?

То есть, если говорить словами Чацкого, в фамусовском обществе “тот и славится, чья чаще гнулась шея”.

Ошибочно было бы считать, что только Фамусов судит так о жизни, потому что является представителем “века минувшего”. В комедии мы встречаем и ровесников Чацкого, которые полностью солидарны с Фамусовым в вопросе понимания ума. Скалозуб и Молчалин – Люди, которые строго следуют “заветам отцов”. Ска-юзуб уже добился “степеней известных”, а вот Молчалин еще только в самом начале “славного” пути. Но, видимо, мечты его скоро должны сбыться, потому что он все делает “по уму!”, так, как завещал ему отец. Жизненные правила Молчалина гаковы:

Во-первых угождать всем людям без изъятъя, – Хозяину, где доведется жить. Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, что чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Можно сказать, что Молчалин повторяет путь Максима Петровича. И он в понимании фамусовского общества является умным человеком.

Понимание ума Чацким противопоставлено пониманию ума представителями фамусовского общества. Умным человеком главный герой считает того, кто стремится принести пользу Родине, служа “делу, а не лицам”, кто выступает за просвещение, не торопится “записываться в полк шутов”, то есть не раболепствует. Благородный, достойный человек, тот, который награды и почести получает благодаря личным заслугам – вот идеал Чацкого, к которому герой и стремится.

И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал о Чацком, что этот герой “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен… Он искренний и горячий деятель… Между тем Чацкому досталось до дна… выпить… горькую ычашу – не найдя ни в ком “сочувствия живого”, и уехать, увозя с собой лишь “мильон терзаний”… Он знает, за что он воюет, что должна принести ему эта жизнь… Эти честные, горячие, иногда желчные личности, которые не прячутся покорно в сторону от встречной уродливости, а смело идут навстречу ей и вступают в борьбу… Чацкий… наиболее живая личность, натура ее сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии”.

Диаметрально противоположное понимание ума представителями фамусовского общества и Чацким л лежит в основе конфликта комедии. Столкнулись две жизненные философии, и Чацкий терпит поражение. Он остался не понят как обществом, так и любимой девушкой – Софьей. Ей неприятны его критика высшего света, раздражает сарказм Чацкого. Он – прямая противоположность Молчалину, которого Софья любит. “Бессловесный”, стремящийся всем угодить Молчалин вызывает у героини сильное чувство. Чацкий с его критикой удостаивается таких реплик героини, как: “Не человек! змея!” Софье проще любить “тихого” Молчалина, которому она ошибочно приписывает всевозможные достоинства.

Таким образом, конфликт комедии начинающийся с противопоставления понимания ума, перетекает в социальный и любовный. Чацкий со всеми его высокими представлениями о жизни оказывается не только не понятым, но и отверженным обществом. Его объявили сумасшедшим – ведь Фамусову и ему подобным намного проще навесить ярлык безумного на того человека, чья позиция непонятна обществу и даже враждебна ему.






Трагедія маленької людини у сучасному світі.
Центральный вопрос, поставленный А. С. Грибоедовым в комедии “Горе от ума”