Какую роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” играет сцена бала?

Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с приезда гостей в дом Фамусова. Все они представители его, Фамусова, мира. Гости полностью разделяют его жизненную философию: когда надо “прислужиться” – умей сгибаться “вперегиб”.

Сцена бала представляет собой отдельную комедию со множеством действующих лиц. Каждая группа персонажей, данная с полной

обрисовкой характеров, успевает в нескольких словах разыграть законченное действие. Полную комедию разыгрывают Горичи. Муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин. По меткому замечанию Чацкого, этот “муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей” находится под башмаком своей супруги, приторной и жеманной дамы.

С помощью этих персонажей Грибоедов показывает особенности жизни московских дворян. Это и шесть княжон Тугоуховских, “выведенных на показ” (явно чувствуется подтекст: этот бал у них не первый и уж, точно, не последний), и графиня

Хлестова с моськой и арапкой-девочкой, а также многие другие, имена которых подчас и не называются. Все они вводятся в повествование с одной целью: показать, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.

Главный герой комедии – Чацкий – это человек, горе которого проистекает от ума, ума в широком смысле этого слова. В грибоедовское время “ум” понимался и как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. Именно “ум” Чацкого ставит вне круга Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основан конфликт в комедии, и именно в сцене бала этот конфликт разрешается.

Лучшие человеческие свойства Чацкого делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом – просто безумцем. Сцене бала предшествует очень мощный в эмоциональном плане монолог героя “А судьи кто?” И именно в сцене бала мы понимаем, что вопрос Чацкого, обращенного к Фамусову: “где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?”, является, по сути своей, риторическим. Гости Фамусова ясно дают понять, что пока они существуют, ни о каком прогрессе в обществе и речи быть не может. Ведь их мечта – “забрать все книги да и сжечь”.

Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру.

На балу Чацкий понимает, что Софья, которую он любил, уже не та, что прежде, что люди, окружающие его в доме Фамусова, сплошь лицемеры и глупцы. Именно Софья распускает сплетню о безумии Чацкого только для того, чтобы отомстить ему за Молчалина. Тем самым героиня ставит себя по другую сторону от Чацкого, полностью присоединяется к лагерю Фамусова.

Именно в сцене бала Чацкий с горечью осознает – ему не добиться здесь правды, ему здесь делать нечего. Поэтому в финале пьесы он восклицает:

…пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок.

Карету мне, карету!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Какую роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” играет сцена бала?