Юмор в сказках Чуковского

Очень тонко, с большим чувством меры использует поэт комическую деталь. Так, в сказке “Тараканище” кот едет “задом наперед”, “жаба – на метле”, а слониха так расплясалась, “что румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала”, в “Приключениях Бибигона” герой “в паутине бьется” и “прямо в миску с молоком летит оттуда кувырком”. Широко привлекает Чуковский и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: “комарики”, “трамвайчики”, “кусточки”, “таракашечка”,

“букашечки” и т. д. Движение стиха создается и его особой ритмической организацией. Чуковский отдает предпочтение хорею:

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит… (“Доктор Айболит”.) Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки… (“Краденое солнце”.) Парная рифма также является почти постоянной в стихах: И пришла к Айболиту лиса: “Ой, меня укусила оса!” (“Доктор Айболит”.) Восемнадцать воронят На несчастного глядят, Ухмыляются, а сами Знай долбят его носами… (“Приключения Бибигона”.)

Напевность, плясовые ритмы естественно “входят” в художественную ткань сказок:

Тара-ра,

тара-ра, Заплясала мошкара. Веселится народ Муха замуж идее За лихого, удалого Молодого Комара! (“Муха-Цокотуха”.)

Привлекает детей и игра звуков – звукоподражание:

И такая дребедень Целый день: Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень! (“Телефон”.) И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! (“Федорино горе”.)

Часто аллитерации помогают “нарисовать” зрительный образ явления или предмета:

И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как трещотки… (“Мойдодыр”.) Сапоги скрипят, Каблуки стучат… (“Муха-Цокотуха”.)

Иногда поэт включает в сказку и своеобразное “обыгрывание” слов:

Жила-была мышка Мауси И вдруг увидала Котауси. У Котауси злые глазауси И злые-презлые зубауси. (“Котауси и Мауси”.)

Таковы некоторые, наиболее характерные особенности сказок К. И. Чуковского. Этот своеобразный поэтический мир, созданный по особым законам творчества, в обобщенной, иногда несколько условной форме отражая действительность, решал целый ряд воспитательных и познавательных задач. Чуковский-художник и Чуковский-педагог неотделимы.






Кого з сучасників я вважаю успішною людиною.
Юмор в сказках Чуковского