Сочинение на тему: Раскрытие конфликта комедии Грибоедова “Горе от ума”



Уже в самом названии комедии “Горе от ума” (1822-1824) отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Это нашло яркое выражение и пушкинской “Вакхической песне” (1829): “Так ложная мудрость мерцает и тлеет… Пред солнцем бессмертным ума”. Но в 20-е годи XIX в. в условиях серьезных общественных противоречий наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Так происходит и комедии Грибоедова.

Далеко не случайно темы ума (учения, знания) касаются почти все действующие лица комедии. И сразу же намечается резкий контраст. Для Чацкого высшая ценность – “ум, алчущий иознанья”, для Фамусова – “Ученье – вот чума…”. Репетилов убежден, что “умный человек не может быть не плутом”. Скалозуб презрительно бросает: “Ученостью меня не обморочишь…”. И Софья уже со своих позиций спрашивает (заранее зная ответ): “Зачем ума искать?” и “Да эдакий ли ум семейство осчастливит?”, что определяет ее место в системе образов. Чацкий, свято верящий в силу ума, с ужасом замечает, что его никто не понимает – и понимать не хочет, что ум приносит ему не радость, не счастье, а горе. Этот спор об уме

принципиально важен в комедии, ибо затрагивает вопрос, приобретавший общественно-политическое значение. Так с самого начала проявляется резкое разделение: косное фамусовское общество, думающее прежде всего о привычных ценностях: деньгах, карьере, положении в свете, и Чацкий, являющийся выражением идеалов декабристов, просветителей по своим коренным убеждениям. Конфликт этот намечен сразу же, он объединяет две сюжетные линии в пьесе: личную, психологическую, связанную с любовью Чацкого к Софье, и общественно-политическую.

Чацкий приезжает рано утром в дом Фамусова вовсе не для того, чтобы вступить в бой с отжившими взглядами, произносить громкие монологи. Он спешит повидать люби. мую девушку. Но оказывается, что любовь героя обречена на неудачу – и не просто потому, что Софья не отвечает взаимностью Чацкому, а еще и по иной причине: нет ничего общего, что связывало бы героя с ее миром. По-разному мыслят, говорят, поступают Чацкий и представители фамусовского круга (не исключая и Софью). Во II действии Чацкий разговаривает с Фамусовым о Софье. Речь идет о сватовстве, то есть о вещах, казалось бы, сугубо семейного, бытового характера. Но этот разговор мгновенно переходит в открытый спор о жизни, экономике, мировоззрении, о политике, наконец. Таким образом, различие человеческих характеров, психологии определяется у Грибоедова принципиально противоположными жизненными позициями, прямым антагонизмом в ценностных ориентирах.

В “Горе от ума” происходит постоянная, прямая и ожесточенная борьба двух лагерей. Казалось бы, Чацкий в этой борьбе одинок. Однако, если внимательно вчитаться в текст, выясняется, что у него есть и единомышленники, люди близкие ему по взглядам. Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который вдруг оставил службу, хотя вот-вот должен был получить очередной чин. Он же “крепко набрался каких-то новых правил”, “в деревне книги стал читать”. В этом же ряду и племянник княгини Тугоуховской князь Федор, который “чинов не хочет знать”, а занимается наукой. Акад. М. В. Нечкина, много внимания уделившая проблеме лагеря Чацкого, обратила внимание на слова Софьи о герое комедии: “В друзьях особенно счастлив”. Следовательно, есть у него друзья, есть свой лагерь, от имени которого он выступает здесь, в доме Фамусова: “Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдется…” Множественное число здесь далеко не случайно. Чацкий явно говорит не только от своего имени: “Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы” – и т. д. И Фамусов, в свою очередь, не только одного Чацкого имеет в виду, когда восклицает, рассказав о низкопоклонстве Максима Петровича: “А? как по-вашему? по-нашему – смышлен”.

Показательно, что представители фамусовского мира очень быстро находят соответствующую политическую терминологию, определяющую позицию Чацкого в общественной борьбе эпохи. Они сопоставляют его с деятелями европейского освободительного движения. С точки зрения Фамусова, он карбонарий, по мнению княгини Тугоуховсквй – якобинец. И даже глухая графиня-бабушка сразу нашла соответствующий термин: “Ах окаянный вольтерьянец”.

Конфликт проявляется во всем: и в определении ценности человеческой личности, и по отношению к народу, и в понимании патриотизма. Для Чацкого главная ценность человека заключается в его гражданском служении Родине. Для Фамусова, Скалозуба, Молчалина идеи блага Отечества просто не существуют. Достаточно вспомнить, с каким вкусом и удовольствием рассуждают они о наградах, чинах, знаках отличия – о чем угодно, только не о деле: “А у меня что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой”. Конфликт носит идейный, сознательный характер. Чацкий проповедует свои идеи, но и Фамусов старательно стремится внушить собеседнику свой взгляд на вещи, увлечь его на свою сторону: “Учились бы, на старших глядя…” И даже Молчалин пытается поучать Чацкого: “К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам…”




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Образ сивоока цитати.
Сочинение на тему: Раскрытие конфликта комедии Грибоедова “Горе от ума”