Образы Матрены Тимофеевны и Савелия в поэме “Кому на Руси жить хорошо”
Матрена Тимофеевна и Савелий. Для раскрытия характера крестьянки Матрены Тимофеевны, ее внутреннего мира Некрасов использует форму исповеди. Как известно, право на исповедь получал обычно герой, близкий автору, отличавшийся напряженной интеллектуальной жизнью. У Некрасова же едва ли не впервые в качестве такого героя предстает простая крестьянка. Она оказывается наделенной таким духовным богатством, таким пониманием жизни и людей, что поэт считает возможным полностью доверить ей повествование. Ни один из некрасовских героев не пользуется
Одно это свидетельствует о ее несомненной талантливости (недаром одним из прототипов некрасовской героини была замечательная народная поэтесса – “вопленица” Ирина Федосова). Не менее важно, что именно Матрена Тимофеевна оказалась в состоянии рассказать странникам о Савелии, его жизни, мыслях, поучениях, которые произвели на нее огромное впечатление, повлияли на формирование ее нравственных убеждений. Учитель и ученица – так можно обозначить отношения Матрены Тимофеевны и Савелия.
Савелий также является
Образ народного заступника. Эта тема, представленная и в лирике Некрасова, проявляется уже в Части Первой поэмы. Там в одном из важнейших авторских отступлений Некрасов, упомянув Белинского и Гоголя, писал с нескрываемым волнением:
“То имена великие, Носили их, прославили Заступники народные!”
Наиболее полно мысль о необходимости теснейшей связи революционно-демократической интеллигенции с народом нашла воплощение в образе Гриши Добросклонова, который появляется в “Пире – на весь мир”. Последняя (по времени написания) часть поэмы создавалась в 876 г., когда уже выяснилась неудача “хождения в народ”.
Некоторая часть народнической интеллигенции даже разочаровалась в народе, который не откликнулся немедленно на социалистическую пропаганду. Именно в этот напряженный период, в преддверии второй революционной ситуации Некрасов пишет “Пир – на весь мир”, настаивая на необходимости вести постоянную и кропотливую работу среди народа. Решить эту насущную задачу должны люди, которым народ доверяет, которые сроднились с ним, стали близкими, действовали бы так, как Гриша Добросклонов. Крестьяне воспринимают его как своего, как выразителя и истолкователя их надежд, настроений, интересов. Вместе с тем Некрасов, верный жизненной правде, показал, что уровни сознания Добросклонова и крестьян все же не пересекаются.
Необходимо учитывать, что широко известные строчки, которыми чаще всего пользуются при характеристике Гриши Добросклонова:
“Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое…”,
В новейшем и наиболее авторитетном академическом Полном собрании сочинений и писем Некрасова выведены из основного текста и помещены лишь в разделе “Варианты” так как сам поэт на раннем этапе работы вычеркнул их и более к ним не возвращался. в состоянии понять глубинный смысл Гришиной пропаганды, хотя он стремится сделать ее максимально простой и доступной для понимания. Если бы странники могли подняться до уровня Гриши Добросклонова, цель поисков была бы достигнута, и они могли бы с чистым сердцем, найдя счастливого, вернуться домой: “Быть бы нашим странникам под родною крышею, //Если б знать могли они, что творилось с Гришею”. Но знать этого они не могли, поэтому поэма не заканчивается, впереди у странников еще долгий путь, а к чему он приведет – неизвестно, потому что Некрасов поэмы не дописал. Возможно, трудности возникали как раз потому, что сама действительность еще не подсказывала жизненно убедительного финала.