Образы крестьянских детей в произведениях Н. А. Некрасова

Все серые, карие, синие глазки – Смешались, как в поле цветы. Н. А. Некрасов В шестидесятые годы XIX века одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор. В поэме “Крестьянские дети” слышится неподдельное чувство поэта к своим героям. Чу! Шепот какой-то… а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки –

– Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Я детского глаза люблю выраженье, Его я узнаю всегда. Временами автор рисует идиллическую картину деревенской жизни. Это во многом автобиографическое произведение. Некрасов, вспоминая собственное детство, связанное с крестьянской детворой, став взрослым, немного приукрашивает. Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. “Взгляни-ка, Савося, какое колечко!” Мы оба нагнулись, да разом и хвать Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно! Савося
хохочет: “Попался спроста!” Но потом Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей: Положим, крестьянский ребенок свободно Растет, не учась ничему, Но вырастет он, если богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему. Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды, Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды… И звучит почти торжественно эпизод, ставший хрестоматийным в нашей литературе о “мужичке с ноготок”. В стихотворении “Школьник” поэту приятно, что крестьянским детям открыт путь к учению, но все ли могут воспользоваться им, понимают ли крестьяне пользу учебы?! Нет, они заняты изнуряющим тяжелым трудом, отсюда и отношение к наукам в основной массе крестьян достаточно “прохладное”. Но уже появились “первые ласточки”, понимающие пользу науки, это радостно сознавать поэту.
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славных путь.
Сколько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенств общества, от того “миропорядка”, который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке – это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится. Из своего “далека” Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано.
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

Ему тяжелый жребий пал,
Но лучшей доли он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
Н. А. Некрасов
Некрасов был поэтом революционной борьбы, поэтом-гражданином. Неудивительно, что огромное место в его творчестве занимают образы народных заступников: и реальных деятелей (его друзей), и литературных героев, им созданных. Поэмы “Дедушка” и “Русские женщины” посвящены зачинщикам русского революционного движения и их самоотверженным женам. Это произведения о декабристах, людях, которые, “отчизну покидая, шли умирать в пустынях” во имя торжества добра и счастья своего народа.
Но самому Некрасову суждено было дружить не с дворянскими революционерами, а с демократами-разночинцами. Удивительное уважение и великая любовь пронизывают стихи, посвященные Белинскому, учителю и Некрасова, и других борцов 50-60-х годов.
Некрасов говорит:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе…
В этом немеркнущая заслуга неистового Виссариона!
Поразительны по силе, мастерству и чувству стихи, посвященные соратникам поэта: Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Один из них обрек себя за счастие народное на вечную ссылку, другие умерли во цвете лет! Стихотворения “Памяти Добролюбова”, “Не рыдай так безумно над ним…”, “Н. Г. Чернышевский “, написанные в разные годы, как бы представляют единое целое, потому что все три борца были одухотворены единой целью – бороться за свободу и лучшее будущее народа! Сказанное об одном из них относится в полной мере и к двум другим. “Как женщину, ты родину любил”, “Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других!”. Это о Добролюбове и Чернышевском.
В стихотворении “Не рыдай так безумно над ним…”, посвященном Писареву, говорится, что “русский гений издавна венчает тех, которые мало живут”. Да, это трагическая судьба народных заступников.
В поэме ” Кому на Руси жить хорошо ” – венце творчества Некрасова – что ни имя, то человеческий характер. Заметное место в ней занимают и народные заступники. Это “богатыри святорусские”, такие как Савелий, вместе с другими мужиками поднявший бунт против немца-мучителя, не сломленный ни розгами, ни каторгой. Это заступники чести трудового народа, такие как Яким Нагой. Это приносящие счастье другим, честные, правдивые люди, как Ермила Гирин и другие. Но, конечно, образ народного заступника лучше всего видится в Грише Добросклонове. Хотя этот герой появляется лишь в кбнце поэмы и характер его полностью не раскрыт, все главное о нем уже сказано. Сын деревенского бедного дьячка и работящей крестьянки, Гриша уже в ранней юности наметил свой путь:
…и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.
В сердце его великая любовь к народу, к бедной “Вахлачине”. И Некрасов пишет: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
Но Гришу не пугает такая судьба. Он уже “взвесил силу гордую” и “волю твердую”. Этот молодой народный поэт многими чертами напоминает Добролюбова (недаром их фамилии так созвучны). Гриша Добросклонов – борец за народное счастье, он хочет быть там, “где трудно дышится, где горе слышится”. В его песнях звучит вера в русский народ, в его освобождение:
Рать подымается –
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
В поэме мы не видим, как именно борется Григорий за счастье народное. Но, читая его песни, посвященные родине и людям из народа, чувствуешь его горячую любовь к отчизне, готовность по капле отдать свою жизнь и кровь, чтобы облегчить народные страдания, чтобы Русь была только всесильная и обильная! Его песни вдохновляют крестьян.
Как с игры да с беганья щеки разгораются,
Так с хорошей песенки духом поднимаются бедные, забитые, –
говорит Добросклонов.
Горячо верили Некрасов и другие народные заступники, что русскому народу не поставлены еще пределы. И, заглядывая в далекое будущее, они верно чувствовали, что “сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином…”.






Чого сьогодні не вистачає українцям твір.
Образы крестьянских детей в произведениях Н. А. Некрасова