Образы и символика в поэме А. Блока “Двенадцать”

Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ – это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств – аллегорий, метафор, гипербол, – символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере поэмы ” Двенадцать “.

После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением только

что произошедшего, пишет статью “Интеллигенция и революция”, поэму “Двенадцать” и стихотворение “Скифы”, в которых выражает свое представление об эпохальных событиях (1918 год).

Поэма “Двенадцать” стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме – это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет “страшный мир”. Вьюга, ветер, пурга – все создает тревожную обстановку:

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый человек способен выдержать

радикальные изменения, хаос этого времени:

Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка!

Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом “на брюхе”, буржуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на “льду” революции. Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.

Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.

Вообще, двенадцать – ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Двенадцать часов – полночь, двенадцать месяцев – конец года. Возникает впечатление о “пограничном” числе..Так, конец старого дня, а также начало нового – это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.

Другая числовая ассоциация – это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них – Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:

Эх, эх, без креста…

Но это, скорее, антиапостолы – с винтовками вместо креста, уголовники, убийцы: “На спину б надо бубновый туз”. Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос с “кровавым” флагом. И так идут эти “грешные апостолы” – из прошлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему. Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства.

…И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови,

Господи, благослови!

И пес к ним не зря пристал. Пес – символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: “Уйди, штыком пощекочу…”, – а он не отстает. Не так-то просто избавиться от наследия прошлого, надо трудный путь пройти, кровавый. Среди всей этой разрухи идут двенадцать красно1рмейцев – олицетворение новой жизни. Им приходится переступать через кровь, через насилие, перебарывать себя. Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, “страшного мира”. А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая на трудности: “И от пули невредим, и за бурей невидим,…в белом венчике из роз впереди – Иисус Христос”.

– Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались – поколочу!

А. Блок

В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение – поэму “Двенадцать”, в ней поэт передает “музыку революции”, которую сумел услышать и перевести в стихи. Поэма построена на антитезе – противопоставлении двух цветов – белого и черного, двух миров – старого и нового.

Черный вечер, Белый снег.

Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер – На всем божьем свете!

Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен.

Ветер хлесткий! Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А это кто?-Длинные волосы ‘

И говорит вполголоса:

– Предатели! – Погибла Россия!

Должно быть, писатель – Вития…

И ОПЯТЬ…ветер веселый

И зол, и рад…

Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди

В оба.

Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница.

В зубах – цигарка, примят картуз.

На спину б надо бубновый туз!

И революция, по словам поэта, “…это не идиллия”. В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца:

– Ишь, стервец, завел шарманку.

Что ты, Петька, баба, что ль?

– Верно, душу наизнанку

Вздумал вывернуть? Изволь!

-Поддержи свою осанку! –

Над собой держи контроль!

– Не такое нынче время,

Чтобы нянъчиться с тобой! Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождаюпегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в заключении по-МЬ1 впереди двенадцати появляется Иисус Христос – символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют “пулей в Святую Русь”. И опять появляется символ старого мира – шелудивый пес. Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит? Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Образы и символика в поэме А. Блока “Двенадцать”