Образы народных заступников и образ Г. Добросклонова

Богатство “прогрессивного” помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из “Киева – с вареньями, из Астрахани – с рыбою”. Покой помещика – вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик – отец, а крестьяне – дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует. Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика – это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает

счастье по-своему.

Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях “был, а не убит”, “нещадно бит я палками” – а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как “родилось реп до тысячи на небольшой гряде”; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье – в отсутствии несчастья. Для народа богатство – достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим. Покой – внутренняя гармония и чистая совесть. Честь – уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.

Для народа слова: богатство, честь, покой –

наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:

Да, был мужик единственный!
Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.

Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: “Не дело между бабами счастливую искать”. Счастливой она была только в молодости:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья
И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Хороший муж, лад в семье – это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, “Бог сибирской язвою” трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям. Матрена называет деда Савелия – “богатыря святорусского”, который двадцать лет провел на каторге. Эти простые люди – золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:

Люди холопского звания
Сущие псы иногда!
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.

Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением. Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.

В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе “Доброе время – добрые песни”, и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит:

Судьба ему готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Такая судьба типична для русских революционеров-демократов. Фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Песня “Русь” – гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, холопское терпение, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение:

Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Но мысли о революционном преобразовании мира, по мнению Некрасова, еще не вошли в народное сознание.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Образы народных заступников и образ Г. Добросклонова