Роль странников в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

ИзменениЯ, происходящие с семью мужиками в процессе их поисков, чрезвычайно важны для уяснения авторского замысла, центральной идеи всего произведения. Только странники даны в ходе постепенных изменений, в эволюции (остальные действующие лица изображены с уже сложившимися характерами и представлениями о жизни). Следовательно, главная мысль поэта о росте крестьянского самосознания в пореформенный период раскрывается прежде всего через коллективный образ мужиков-правдоискателей.

Некрасову необходимо было показать, как под влиянием самой действительности постепенно и закономерно исчезают традиционные, умозрительные представления крестьян, как новые встречи, новые наблюдения расширяющих кругозор, заставляют более вдумчиво, более глубоко воспринимать жизнь. Жизнь многому учит странников, учит и новому представлению о счастье. Сначала они пассивно соглашаются с определением попа: “Покой, богатство, честь”. Некрасов же стремится подвести их к выводу о несостоятельности, ущербности поповской формулы, которую по существу дискредитировал Оболт-Оболдуев. Покой? Но

для странников труд есть жизненная необходимость (в отличие от Оболта-Оболдуева, Утятина, Глуховского). Богатство? Но они слышат рассказ о Якиме Нагом, который при пожаре спасает не деньги, а картинки. Честь? Для Савелия высшая честь в том, что он “клейменный, да не раб!..” Так осуществляется на практике один из важнейших принципов реализма Некрасова: эволюция его героев, рост их сознания происходит под воздействием самой действительности.

От первоначальных представлений о счастье и в соответствии с этим о предполагаемом счастливце странники закономерно приходят к новому пониманию тех вопросов, которые стояли перед ними в начале поэмы. По аналогии можно вспомнить слова, сказанные в связи с замыслом романа М. Горького “Дело Артамоновых”: “Отличная тема, конечно – трудная, потребует массу времени, я думаю, что вы бы с нею справились, но – по вижу: чем вы ее кончите? Конца-то действительность не дает”.






Доброта милосердя чи актуальні у наш час.
Роль странников в поэме “Кому на Руси жить хорошо”