Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил “великим целям века”. Его муза – родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.

Образ женщины-труженицы, “страдалицы”, созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка терпела не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме “Мороз, Красный нос”: “Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, вторая – быть матерью сына раба. А третья – до гроба рабу подчиняться”.

В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны – героини поэмы ” Кому на Руси жить хорошо “.

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Матрона Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой “счастливой”

женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне “тип величественной славянки”, о которой с восторгом писал поэт:

В беде не испугается, – спасет,

Коня на скачку остановит,

В горящую избу войдет!

Природная красота и физическая сила под стать ее духовной красоте. Как быстро промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая, непьющая семья.

Заботой и лаской окружила семья любимую дочь. Однако пора безмятежного детства быстро прошла. На “седьмом году”, рассказывает Матрена Тимофеевна, “за бурушкой сама… в стадо бегала, отцу носила завтракать, гусят пасла”. Так она “привыкла” к делу, что всю оставшуюся жизнь трудилась, не покладая рук. Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений. Самое страшное – это духовное рабство, Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, готова петь, танцевать:

И добрая работница,

И петь-танцевать охотница

Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них – помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о будущем замужестве: ее страшила “поневоле”, И все же любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство, а затем, после замужества, она попала “с девичьей холлы в ад”. “Изнурительная работа”, “оскорбления смертные”, тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды – такой Горький жизненный путь Матрены Тимофеевны.

Я удивляюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми жизненными невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, который терзает “тело белое” ее сына, она шлет гневные проклятия: “Злодеи! Палачи!”. Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: “Высоко бог, далеко царь…. Нам правды не найти”. Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания.

Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. “Всю ночь я шла, не встретила живой души”, – рассказывает Матрена Тимофеевна путешественникам.

Безграничная ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала “великую милость”:

Послали в Клин нарочного,

Всю истину в неведении –

Филипушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых домогательств Сотникова, который стремится сделать ее своей любовницей. Облаком сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды.

Я с потупленный головой,

Сердце гневное ношу! – говорит она.

Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает:

Ты шутишь шутки, дедушка! –

Такого богатыря могучего, Гай, мыши заедут!

Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать – это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что

Сила народная, Сила могучая –

Совесть спокойная – Правда живучая!

Некрасов убежден в могучей моральной силе народа. Верит в то, что “ключи от счастья женского”, “заброшенные и потерянные у бога самого”, найдутся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на “широкую и ясную” дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что “народу русскому пределы не нужны”.






Бережімо багатство планети.
Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”