Новелла Г. Косынки “На свеклы”
Во многих произведениях Г. Косынки ощутимо дыхание мастеров слова прошлого, но прежде всего имеется глубокая индивидуальность творческого дара художника. Не успеваешь постичь их, как неудержимо и властно поглощает тебя жизненно-правдивая атмосфера произведения, земная сила отточенной фразы, образное богатство языка, умение создавать яркий художественный тип, собрав в нем самые существенные, самые характерные черты определенного жизненного явления. Проследим в новелле “На свеклы”, как легко и непринужденно нанизывает автор слово
Вышивает писатель цветистую гамму, создавая зримую картину из крестьянской жизни: “Лето. Начинает благословлять мир. Мать рвет на огороде росистый лук, мелет бутылкой соль и кладет с сухой паляницей в сумку-рукав…” Короткие, скупые фразы. А каждая деталь рисует нам точную эпическую картину. И “росистый” лук, и бутылка, которой мать растирает крупинки соли, чтобы положить сыну на обед в ” сумку-рукав”. За этими тихими, кроткими словами писателя сразу возникает в нашем воображении
“Снилось молоко…” “Сегодня, мама, купит поэтому рябой собаке полбутылки, необходимо подмазать…”.
Понимает – без взятки не заработать за лето на штаны. И хотя речь идет о бедности, жизни в нужде, но сколько тепла, задушевности, доброты в отношениях, в разговоре сына с матерью, сколько уважения, любви и радости… Мальчик хватает тяпку, бежит на поле. Писатель не фальшивит, будто читает душу юноши. Но он спешит на чужое поле и потому, что там чернявая Прися… “Какая она добрая и красивая…” И вечером, утомленный, полусонный, он будет делиться с матерью радостью, не обойдет, а скажет матери и о той Прохоренко девушке, которая помогала ему. И когда мать будто ненароком еще раз переспросит, кто перепалывал ему, стыдливо скажет: “Прохоренко… Красивая девушка…” и мальчик “зажмурил глаз, покраснел. Растает человек, который понимает:
“Работаю, не разгибаясь, стараюсь, сверху печет солнце, а в груди изжога, и где-то глубоко мысль тлеет: “Мужицкая судьба горькая…”.
А пока в сне подростка вырисовывается сказочно-заманчивое будущее, где будет жить счастливо его мать и та чернявая Прися, которая помогает ему в работе. А будет ли она, та счастливая жизнь для крестьян-бедняков?.. Этим вопросом и завершим работу на уроке. Дома ученики подумают, какая судьба постигла наше крестьянство после 20-х годов. Сбылись ли их мечты и ожидания на землю, на счастливую, зажиточную жизнь?