Новелла В. Стефаника “Новость”

В самом деле, лаконизм выражения М. Горького, который стал названием этого произведения, до сих пор вызывает в В. Стефаника самые тяжелые ощущения. За ними пропасть человеческого горя, страданий, переживаний. Каждое выражение писателя это пружина, которая выстреливает правдой. Читая новеллы В. Стефаника, забываем о себе, грустим, приходим в ужас, думаем, находимся под магическим действием художественного слова.

Писать “коротко и сильно” дается не каждому писателю. Одним – легко написать несколько страниц, а другим – целую книгу.

Как найти то единое точное слово, за которым кроется целая картина человеческой жизни, залог души, горе, мучения. А Стефаник умел доискиваться таких выражений. Полнее раскрылся талант В. Стефаника как художника слова в новелле “Новость”. Все обрисованные писателем драмы и трагедии из жизнь крестьянства не идут в сравнение с той, что является объектом изображения новеллы. В ней до глубины души поражает не только внешний конфликт, трагедия детоубийства как следствие нечеловеческих условий существования, но и конфликт внутренний – трагическое раздвоение в душе отца: дать детям медленно умирать в голодных мучениях или
лишить их нечеловеческих страданий.

По этому поводу следует вспомнить выражение Шекспира: “что благороднее: укрываться от судьбы и боль от острых стрел ее терпеть, или, столкнувшись в сердце с морем бедствия, положить всему конец”. Это что же делать человеку, какой выбор сделать, чтобы он был верным? На эти вопросы и старается дать ответ В. Стефаник в новелле “Новость” Селом прокатилась новость: Григорий Летающий утопил в реке свою девочку. Тут не просто потрясение старинных устоев, не просто распад семьи, здесь страшнее и всех мыслимых общественных катастроф – детоубийство, самоуничтожение семьи. Когда возникло человеческое общество, забота о продолжении рода стояло выше инстинкта личного самосохранения. Так было, так и есть сей час.

Детоубийство Всегда было тягчайшим преступлением, наказывалось очень сурово. Стефаник старается понять поступки своего главного героя Григория Летающего. Он – целиком нормальный человек, и вдобавок совершает преступление не в угаре, не под гарячую руку, а сознательно, с заранее обдуманным намерением. Почему?.. Наверное, потому, что “этого дома и чума забоялась бы”, дети день и ночь просят есть, в бессилии что-то изменить в положении семьи Григорий становится злым, впадает в отчаяние. Кинув детям ломоть хлеба, он потрясает дом страшными проклятиями, которые пронизывают здание холодом и страхом. Но девочки уже привыкли к этим страшным проклятьям, ломоть хлеба занимал их внимание. Отец с каждым днем все яснее видел перед собой живых “мертвецов”. Именно это становится завязкой новеллы, мысли о безысходности положения утверждается в сознании Григория Летающего, мысль об обреченности детей. Уже осенью дети напоминают мертвецов, а что будет зимой? Голодной смерти не избежать! Через большие душевные страдания отыскал герой единый, по его мнению, выход – смерть – единое спасение.

Трагизм ситуации усиливается тем, что отец делает все, чтобы скрасить последние минуты жизни девочек: “и добрый ужин, и обещание развлечения”. Но преступление скоро: “борзенько взял доцьку и из всей силы бросил в воду”. Стало ли ему от этого легче? Может, и так, но это было мгновенным психологическим, своеобразным спадом после продолжительного душевного напряжения. Несмотря на скорбность общего тона, последняя сцена несет будто какое-то просветление. Отец отпускает Гандзю, давая ей хворостину, чтобы от собак отбиваться… А сам идет за наказанием, вывод один – искалеченные жизнью, затурканные бедой и безысходностью, герои В. Стефнныка имеют здоровую мораль.

Однако ни один человек, даже при любых условиях, не имеет права на преступление, так как мир прекрасен! Земля, как сказка! Лучшего солнца нигде нет”, – напишет немного позднее В. Симоненко.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Твір закони моралі найкращі життєві орієнтири.
Новелла В. Стефаника “Новость”