Эдипов комплекс в творчестве Ивана Нечуя-Левицкого

Характер и мировоззрения Левицкого сформировались еще в детстве. Убеждение писателя безусловно влияли на создание персонажей его произведений. Чтобы постичь основные причины поведения героев, которых писатель “изваял” из разнообразия собственной душевной жизни, следует изучать его жизненный путь.

В автобиографии писатель подал очень ценный факт, который указывает, что главным событием в детстве Левицкого, что наложило отпечаток на всю жизнь писателя, стала смерть его матери. Идя за теорией Эдипового комплекса и раздумьями В.

Подмогильного можно увидеть, что и мать для Левицкого стала “сверхценной субстанцией, объектом поклонения”. Всю жизнь Левицький искал женщину, похожую на мать, но так и не нашел, прожив неженатым. Через все года он пронес любовь к ней и остался верным ее памяти. Поэтому до конца жизни, как наиболее дорогую святыню, уважал и берег он все, что определенной мерой касалось его матери. Только первое нетронутое чувство и незыблемая верность гробу матери давала ему воодушевление, через все года питала его дух.

Неисправимый след Эдипового комплекса стал причиной создания галереи женских образов. Присущие им черты характера,

портрета, совершались писателем сквозь призму памяти матери И. Нечуя-Левицкого.

Крестьянки, работницы, попадьи – все они не имеют счастье в родственной жизни, хотя именно они же есть этому причиной. Бурлачка является детоубийцей, попадья – распущенной, а Кайдаиниха – сварливой женщиной, из-за которой нет счастья в трех семьях.

Почти в каждом произведении у Левицкого женщина или не пользуется авторитетом в семье (“Кайдашева семья”), или живет распущенной жизнью (“Старосветские батющки и матушки”), или становится детоубийцей (“Бурлачка”). Для Левицкого не существовало понятия “счастливой семейной жизни”. Он прожил неженатым, не найдя женщину, хоть чем-то похожую на идеал, которым для Левицкого была его мать. И эта “обида” на женщин вылилась в создании их отрицательных образов.

В произведениях Левицкого присутствующий крах женщины-хранительницы семейной жизни, домашней очага. Все женские образы созданы будто в противоположность матери Нечуя-Левицкого.
Пейзажи Надросся также являются отображением Эдиповской структуры характера И. С. Нечуя-Левицкого. Поскольку Рось была тем местом, где витал дух его матери, где маленькому Левицькому было хорошо рядом со своей любимой няней, она выполняет в произведениях писателя роль матери-природы. Поэтому Левицький время от времени возвращался в своих произведениях к изображению природы родного края.

Описывая природу писатель не просто раскрывал психологический портрет своих героев, изображал ли определенную среду. С помощью пейзажей Левицький передавал все свои подсознательные чувства и желания, и в те моменты, когда несознательное писателя, трансформируясь, через сознание отображалось в описаниях природы, пейзажи становятся “ключиками” к раскрытию подсознательных желаний писателя. Поскольку реальную мать Левицькому заменила мать-природа, он так тщательно и особенно точно выписывает природу Надросся.
Некоторые события, в частности убийства в творчестве Нечуя-Левицкого также связанные со смертью его матери (детоубийство Василиной, смерть Омелька Кайдаша).
Левицький считал, что его мать умерла от родов, а причина появления детей в мире – отец. Отождествляя сына Василины с родившимися у Анны Трезвинськой близнецами и Омелька Кайдаша со своим отцом, писатель, лишая их жизни, совершает акт мести за свою умершую мать.

Создавая каждый новый образ, подсознание Левицкого напоминало об умершей матери и влияло в литературе на создание художественных персонажей. Как следствие – появлялись женские образы положительные или отрицательные, в зависимости от того, на сколько было удовлетворенное состояние писателя. Художественные образы не являются случайными. Все они определенной мерой связаны с жизнью Левицкого, с его подсознательными желаниями, которые были следствием Эдипового комплекса писателя.

Итак, обострение Эдипового комплекса является основным критерием создания художественных образов в прозе И. Нечуя-Левицкого.






Релігійні мотиви в поезії богдана-ігоря антонича.
Эдипов комплекс в творчестве Ивана Нечуя-Левицкого