Жизнь детей бедняков в романе Кейси “Я стучусь в дверь”
К концу 30-х годов Шон Кейси задумал и начал осуществлять цикл социально-биографических романов – большую эпопею, законченную им много позже, лишь в середине 50-х годов. Первый, роман этого цикла – “Я стучусь в дверь” – вышел в 1939 году. Эта книга неразрывно связана со следующим томом серии – “На пороге”, опубликованном уже во время войны, в 1942 году. В этих двух книгах изображаются детство и ранняя юность ирландского мальчика – сына дублинского бедняка, выросшего в нужде, лишениях и голоде.
Все, что происходит с маленьким
По замыслу автора эта эпопея должна была представить жизнь Ирландии (преимущественно в аспекте национально-освободительной борьбы
В первых книгах цикла – “Я стучусь в дверь” и “На пороге” – ощущается еще влияние различных, притом порой неожиданных, литературных учителей Кейси. Так, наряду с явным влиянием ирландского фольклора нельзя не заметить воздействие джоисовского метода “потока сознания”. Но в основе метода автора – реализм, и реализму Шон Кейси остается верен и в последующих частях цикла, в которых пестрота литературных влияний преодолевается.
С первых страниц романа “Я стучусь в дверь” волнует рассказ о трудном детстве болезненного, всегда голодного ребенка, его семьи, сжатой тисками нужды и лишений. Судьба Джонни Кэссиди воспринимается как судьба многих подобных ему детей бедняков. Страшна картина коротких школьных лет Джонни: школа для него – каторга, цепь унижений, побоев, издевательств и несправедливости. Фигура Слогана – учителя-садиста, человека “с железным нутром и крысиным сердцем” – одна из самых запоминающихся в романе. Образ Слогана будит такое же негодование, как и образ католического священника (главы “Чадо господне” и “Господь судия карающий”), убеждающего мать Джонни в справедливости истязаний, которым ее ребенок был подвергнут в школе. Смело и ярко раскрыта писателем связь между школьным наставником и наставником духовным, неизбежная в том обществе, в котором растет Кэссиди и ему подобные. При этом Кейси удается показать противоречивую роль католической церкви и католического духовенства в сложной обстановке ирландской действительности.
Кейси обнаруживает мастерство и в лепке характеров, в изображении сцен и эпизодов. Формирование мировоззрения Джонни, личности юного ирландца, из забитого бедняка превращающегося в борца, показано не на “социальном фоне”, а в непосредственной связи с общественной жизнью его родины; формирование характера Кэссиди происходит на глазах читателя под ее воздействием. Одновременно с историей Джонни уже в первых двух книгах серии рассказано о борьбе ирландской демократии как против английского владычества, так и против национальной буржуазии, на каждом шагу продающей интересы ирландского народа.
Многие характеры великолепно раскрыты Кейси. Одним из наиболее ярких является характер матери Джонни – простой ирландской женщины. Автор показывает удивительную стойкость, удивительное житейское мужество этой женщины, ее большое душевное богатство. Удается Кейси и изображение общественной жизни Ирландии. Достаточно вспомнить, например, саркастическое изображение лицемерного празднества в честь английской королевы (глава “Зеленое Знамя” романа “Я стучусь в дверь”), эпизод демонстрации ирландцев в защиту буров во время англо-бурской войны (глава “За край родной мой” того же романа), столкновение демонстрантов с полицией (там же) и многое другое.
Уже первые романы цикла обнаруживают типичную для Шона Кейси эмоциональность. В обеих книгах много лиризма, тонкой иронии различной тональности. Она то грустная, то язвительная, но всегда подчеркивает публицистичность рассказа. В стиле Кейси-прозаика чувствуется склонность автора к очень ярким и всегда неожиданным метафорам. Характер этих метафор выдает непосредственную связь искусства Кейси с ирландским фольклором, который он знал и любил.