Жизнь и искания русской интеллигенции в романе “Евгений Онегин”

Эту тему Пушкин и раскрывает в образах представителей прогрессивной дворянской интеллигенции – Онегина, Ленского и Татьяны. Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них {и во всем романе) Евгения Онегина.

Онегин – “светский петербургский молодой человек”, столичный аристократ.

Рисуя образ своего героя, Пушкин подробна говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском “свете”. “Забав и роскоши дитя”, Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.

Растлевающее влияние “света” еще более удаляло Онегина от народа. Онегин ведет типичную для “золотой молодежи” того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.

Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает

его “мечтам невольную преданность, странность и резкий, охлажденный ум”, чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, п годы господства аракчеевщины. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания (“зевая, за перо взялся”) и привычки к труду, сказалось его барское воспитание (“труд упорный ему был тошен”). Попытка борьбы с “душевной пустотой” посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди. Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.

Порвав со светским обществом, в котором он не нашел нм высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа; Онегин теряет связь с людьми.

Он отверг любовь Татьяны, так как выше ценил “вольность и покой”, не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. Он убил своего друга Ленского так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал: Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, он испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался “шепота, хохотни глупцов”, сплетен.

Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нем Вспыхнула к ней любовь, но Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к ней: он опять, не понял глубины ее запросов. Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается. О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 год он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении тайных обществ декабристов. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные, разрозненные кусочки начальных строф главы.

Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привел ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что. по словам поэта, “Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, пли попасть в число декабристов”. Но насколько точно это свидетельство, неизвестно. В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещенного дворянина, который сложился в России в 20е годы XIX века и был широко известен в годы, последовав за разгромом декабристов. Онегин – типичный представитель этой просвещенной части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Эта дворянская интеллигенция избегала служить царизму.






Загальнолюдські цінності вічні чи минущі.
Жизнь и искания русской интеллигенции в романе “Евгений Онегин”