Изображение величия и героизма в пьесах Кейси

Первые пьесы Кейси написаны в 20-е годы. За “Тенью стрелка” (1923) последовали “Юнона и Павлин” (1924) и “Плуг и звезды” (1926). Все три пьесы посвящены теме национально-освободительной борьбы ирландского народа, но главное в них даже не тематика, а изображение тех возможностей душевного величия, порой героизма, которые заложены подчас в самых скромных и незаметных людях.

Постановка пьесы “Плуг и звезды” в дублинском театре Аббатства вызвала, громкий политический скандал. Так как травля прогрессивного драматурга началась еще

в предыдущие годы и всячески поощрялась буржуазными ирландскими националистами, Кейси покинул родину и поселился в небольшом английском городке Горки. Еще в юности Кейси страдал болезнью глаз, в результате которой постепенно терял зрение. Этим объяснялось его желание поселиться подальше от шума больших городских центров. Но живя как будто вдали от общественной и литературной борьбы, Кейси на самом деле с живейшим интересом следил за всем происходящим в мире и всегда откликался на актуальные события дня. С первых дней существования Русской власти Кейси выступил другом социалистического государства и. остался верным этой
дружбе на протяжении всей последующей жизни.

Первые пьесы Кейси неразрывно связаны с темой ирландского сопротивления, хотя сама борьба показана непосредственно только в “Плуге и звездах”. События большого масштаба происходят как в “Тени стрелка”, так и в “Юноне и. Павлине” в прямом смысле слова за сценой, и лишь отзвуки их доносятся до зрителя. В то же время именно эти события определяют трагические конфликты в жизни простых людей, выступающих действующими липами и героями драматургии Кейси.

Кейси показывает трудные условия жизни простых ирландцев – обычно городского жителя – беспросветность и серость их существования. Обыденность людей, которых изображает Кейси, не вызывает у драматурга осуждения: он рисует ее с грустной иронией, видит порождающие..ее причины, жалеет человека, ставшего серым и приземленным в” силу условий его существования.

В художественной манере Кейси на раннем этапе его творчества (1923-1928) сочетались и переплетались различные тенденции. Реалистическое начало так же сильно в ней, как и романтическое. Ирония. драматурга становилась язвительной и гневной, когда он рисовал предателей своего народа, людей своекорыстных и равнодушных ко всему, кроме маленького личного благополучия (Шильдс в “Тени стрелка”, Питер Флинн в “Плуге и звездах”). Но Кейси был мягким юмористом, когда показывал незаметных на первый взгляд, но прекрасных душой “маленьких людей”, которые под воздействием обстоятельств становились подлинными героями (Минни в “Тени, стрелка”, Юдона в “Юноне и Павлине”). Положительный персонаж ранних пьес Кейси – это неизменно человек, под влиянием жизненных обстоятельств совершающий скромные, но от этого не менее прекрасные подвиги, обнаруживающий в решительную минуту мужество и величие души, ему ранее вовсе не свойственные. В этом смысле показательна уже первая пьеса драматурга “Тень стрелка”. Время действия-1920 год, т. е. разгар борьбы ирландских республиканцев против английских поработителей. Но ирландские патриоты дерутся за сценой, только отзвуки этой борьбы изредка доносятся до зрителя. А на сцене со всеми прозаическими подробностями воспроизводится неприметный быт ирландской городской бедноты. Нет как будто ни возвышенных страстей, ни больших конфликтов. Скромная работница Минни влюбляется в Дево-рена, поселившегося в каморке мещанина Шильдса и выдающего себя за республиканца, вынужденного прятаться от полиции. Но Минни принимает его за героя, причем увлекается не так самим Девореном, как героической видимостью, которая кружит ей голову,- “тенью стрелка”, а не тем, кто Деворен в действительности.

Шон Кейси, рисовавший героику борьбы своего народа, с печалью размышлял и о пороках многих ирландцев. Так, он не скрывает их склонности к пустой мечте и хвастовству (отсюда образ Де-ворена). Реализм драматурга сказывается именно в этом правдивом раскрытии многообразия характеров, порожденных трудной обстановкой ирландской действительности. Романтические мотивы выступают там, где сам Кейси начинает мечтать о лучшей жизни, рисует тех, кто самозабвенно, служит своей мечте, часто даже не представляя себе ясно пути ее реализации.

Этот мотив – причем сильней и явственней – проходит в пьесе “Юнона и Павлин”. Как и в “Тени стрелка”, здесь показан быт дублинских мещан. Действие происходит в тревожные времена гражданской войны. Скромная труженица Юнона, на которой держится весь дом, противопоставляется бездельнику и пьянице-мужу, прозванному Павлином, и сыну, тайно предающему родину. Снова простая и ничем как будто не примечательная женщина в минуту испытания проявляет большую стойкость, мужество и душевное величие.

Юнона – одновременно и реалистический образ, и символический. Контраст здесь, как и во всех ранних пьесах Кейси,- один из основных приемов драматурга. Другим его приемом выступает сочетание трагического с комическим. Почти фарсовые, гротескные сцены сменяются другими, в которых звучат трагические интонации.






Не роби того чого не бажаєш собі.
Изображение величия и героизма в пьесах Кейси