Смех сквозь слезы в поэме М. В. Гоголя “Мертвые души”
Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма ” Мертвые души ” простые по сюжету, прозрачны по разборке характеров. Но существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. В. Гоголь смеется над глупым, смешным, страшным, пошлым, но его смех грустный. Эта печаль – результат трагического несоответствия между идеалом и обыденностью, мечтой и реальностью. Не все просто у Н. В. Гоголя и в выборе объекта осмеяния. У него может быть смешной разбойник капитан Копейкин
Гоголь смеется как умный клоун, смеется, чтобы не плакать. Прослушав “Мертвые души”, Пушкин сказал: “Боже, как печальна наша Россия”. После выхода поэмы в чем только не обвиняли Гоголя, что он якобы унижал Россию и ее народ. Но только человек, бесконечно преданный Родине, может так смеяться над всем, что ее искажает.
У Н. В. Гоголя нет смеха ради смеха, он никогда не подразумевает развлечь скучающую публику. Он мечтает об отзыве,
Гоголь пародирует и высмеивает привычные “идеалы”: благой брак, “красавицу дочь и веселого мальчишку”, преклонение перед внешними приличиями, достоинство человека, исчисляемое в звонкой монете. Очищенные Горьким смехом, вновь открываются нам истинные ценности: любовь к Родине, чувство истории, вера в справедливость, любовь. Смех Гоголя не обязательный. Он дает погибшему шанс воскреснуть. Это смех с надеждой на то, что в самой зачерствелой человеческой душе, даже в душе Плюшкина, есть уголок, куда проникает свет счастья и добра. Даже Чичиков может вспомнить о тех временах, когда его жизнь была освещена другим светом, о невинности и чистоте детства, о материнской любви. Светлый смех должен помочь человеку вернуться к своим началам уберечь его от низменного, пошлого существования. Н. В. Гоголь никогда не смеется зло. Он знает: милосердие – основа всего, а не осуждение. Его смех не знает о вечном проклятии, веселье, поднимающем душу. Пушкин писал, что Гоголь заставляет людей “смеяться сквозь слезы грусти и умиления”.
Схожі твори:
- Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы…” (поэма “Мертвые души”) Николай Васильевич Гоголь – выдающийся мастер слова, гениальный прозаик и непревзойденный сатирик. Его творения являются неисчерпаемым источником чарующей красоты искусства, бичующей сатиры и искрометного юмора. В то время, когда Гоголь начинал свою литературную деятельность, главным вопросом общественного развития России был вопрос об уничтожении крепостного права, которое сковывало все живое, прогрессивное в стране и обрекало русский […]...
- Автор в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Взгляды “практичного человека” Чичикова передают прозаическую логику жизни. Но эта пошлая позиция постоянно опровергается авторским взглядом, возвышающимся до поэтической сущности жизни. Авторский взгляд в “Мертвых душах” постоянно вступает в полемику не только представителями Чичикова, но и с нашим отношением к жизни и литературе. Начиная со второй главы с ее иронией по отношению к нам, автор […]...
- Русь в поэме Гоголя “Мертвые души” Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно показать черты характера русского человека, величие и красоту России. В статье “В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность”, начатой еще до “Мертвых душ”, Гоголь писал: “Поэзия наша не выразила нам нигде […]...
- ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Работу над поэмой ” Мертвые души ” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя “…показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно перерастает в замысел “сочинения полного”, “где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Позднее, уже после публикации поэмы, Гоголь напишет: “Бывает время, […]...
- Эпитеты в поэме Гоголя “Мертвые души” Эпитеты в поэме Гоголя выполняют функцию реалистического уточнения изображаемой действительности. Гоголь – исключительный мастер создавать эпитеты огромной емкости и содержательности, отличающиеся новизной и поэтому прочно запоминающиеся. Например: ожесточающее мужество; бесчеловечная старость; необгонимая тройка; наводящее ужас движение и др. Языку поэмы Гоголя свойственны некоторые часто повторяющиеся прилагательные, которые употребляются и как эпитеты, и как простые определения. […]...
- Смех сквозь слезы в “Истории одного города” В “Истории одного города” М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием “несовершеннолетия”, гражданской незрелости народа. В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова, указываются даже точные даты: 1731-1826 годы. В фантастических событиях и […]...
- В чем современность характера Чичикова (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Николай Васильевич Гоголь создал большое число интересных характеров. Среди этого пестрого разнообразия выделяется понастоящему удивительный персонаж – Павел Иванович Чичиков. Мы знакомимся с Чичиковым в первой главе “Мертвых душ”. Обращает на себя внимание то, что он ничем не выделяется – ни молод, ни стар, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст и […]...
- ДВЕ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, […]...
- Реалистическая повседневность в поэме “Мертвые души” Продолжая реалистическую традицию Пушкина, Гоголь в сатирическом плане вводит имена античных богов и героев. Так, самоуправный председатель палаты, который по своему желанию “мог продлить и укоротить… присутствие”, сопоставляется с Зевесом, выведенным в древнегреческом эпосе Гомером; чиновники канцелярии уподобляются жрецам Фемиды, а в другом месте поэмы упоминается о том, что чиновники “приносили частые жертвы Вакху”. Правитель […]...
- Капитан Копейкин герой “Повести о капитане Копейкине” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” “Повесть о капитане Копейкине” существует в трех основных редакциях; в современных изданиях печатается вторая, не пропущенная цензурой. Фольклорный источник образа К. К.- цикл разбойничьих песен о воре Копейкине, в особенности “Копейкин со Степаном на Волге”. Возможные литературные источники – “Вадим” М. Ю. Лермонтова, ” Дубровский ” и ” Капитанская дочка ” А. С. Пушкина. Метафорический […]...
- Чичиковская бричка, в контексте лирического отступления в поэме “Мертвые души” Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма ” Мертвые души “, написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо “Похождения Чичикова, или мертвые души”. Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило […]...
- Сочинение на тему: Замысел романа Гоголя “Мертвые души” Работу над “Мертвыми душами” Гоголь начал в 1835 г. и продолжал всю жизнь. В 1835 г. он извещал Пушкина: “Начал писать ” Мертвых душ “. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон”. Как видно, писатель называет свое произведение романом и выделяет прежде всего смешную сторону. В процессе работы его замысел значительно расширился. […]...
- ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ в воэме Гоголя “Мертвые души” Поэма Николая Васильевича Гоголя ” Мертвые души ” охватывает разнообразные сферы русской действительности 30-40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – помещиков,, чиновников, крестьян. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно. Начиная от Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор […]...
- Портретные описания образов в поэме “Мертвые души” Великое мастерство Гоголя-реалиста сказалось в поэме в создании им галереи бессмертных образов помещиков, ярко индивидуализированных. Эта индивидуализация достигается многообразными приемами. Прежде всего среди этих приемов следует отметить подбор метких слов (прилагательных, существительных, глаголов, наречий), определяющих ту или другую сторону характера выведенного действующего лица. Вот, например, Манилов. Уже при первом упоминании о нем в 1-й главе […]...
- Вчитываясь в текст поэмы Гоголя “Мертвые души” Гоголь тщательно и с любовью изучает русский Народный язык, он вносит в свои “Записные книжки” разнообразные просторечные слова и выражения черпает их оттуда для своих произведений полными пригоршнями. Множество народных слов и выражений, подслушанных Гоголем в жизни и введенных в поэму, сообщают ей не только еще большую реалистическую достоверность, да и несомненную народность. Это дополняется […]...
- “Слуги народа” в поэме “Мертвые души” Произведение Н. В. Гоголя ” Мертвые души “, по мнению Герцена, удивительная книга, Горький упрек современной Руси, но не безнадежный”. Являясь поэмой, оно было призвано воспеть Русь в ее глубинных народных основах. Но преобладают все же в нем сатирические обличительные картины современной автору действительности. Как и в комедии ” Ревизор “, в “Мертвых душах” Гоголь […]...
- Содержание романа Гоголя “Мертвые души”. Глава восьмая, девятая и десятая Покупки Чичикова оказались в центре внимания городских сплетников. В городе шли разговоры о том, выгодно ли покупать крестьян для переезда в новые имения. Все эти разговоры оказались для Чичикова благоприятными. Из них становилось понятно, что Чичиков миллионер. Жители города и до этого относились к нему с любовью, а теперь, после таких толков, полюбили еще больше. […]...
- Образ и характеристика Чичикова в романе в романе “Мертвые души” Чичиков. В системе образов поэмы особое место занимает Чичиков. Он и схож с другими действующими лицами (ведь он сам и чиновник, хотя бы бывший, и помещик), но в то же время и отличается от них. Это новое явление в русской жизни, еще не очень ясное, но, несомненно, опасное и тревожное. Поэтому Гоголь проявляет пристальный интерес […]...
- Речевая характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души” Переходим к особенностям речи Коробочки. Коробочка – это “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки” (так ее характеризует Гоголь ), и это великолепно отражается ее речи. “Да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни”. “Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево”. […]...
- Художественное своеобразие поэмы Гоголя “Мертвые души” В начале VII главы Гоголь раскрыл суть своего отношения к различным принципам отражения действительности в литературе. Он сравнивает два типа писателей. Один – возвышенный романтик, воспевающий лишь нечто возвышенное, вечно прекрасное: он “не спускался с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям”. Другой же “дерзнул вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, […]...
- Кто такой Собакевич в поеме гоголя “Мертвые души” Собакевич хмур, неуклюж. “Когда Чичиков взглянул на Собакевича, он ему… показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось… Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное […]...
- Персонаж поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Ситуация встречи Чичикова и Коробочки сюжетно повторяет эпизод из “Вия”: заблудившиеся бурсаки попадают в гости к сатанинской “бабусе”. Отдельными чертами К. также напоминает ведьм из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” (М. Вайскопф). Фамилия К. метафорически выражает сущность ее натуры: бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и суеверной. Коробочка “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся […]...
- Работа Гоголя над языком поэмы “Мертвые души” Для того чтобы понять Гоголя как мастера художественного слова, как великого писателя-реалиста, целесообразно обратить внимание еще на одну сторону при изучении языка “Мертвых душ”: на работу Гоголя над текстом поэмы. Сопоставление канонического текста отдельных мест поэмы с первоначальной редакцией вскрывает процесс работы Гоголя над словом и убеждает в том, что перед, нами великий художник-реалист, стремящийся […]...
- Речевая характеристика Собакевича в поэме “Мертвые души” Своеобразна речь Собакевича. Конечно, и у Собакевича, при всей грубости его натуры, есть какие-то элементарнейшие представления о приличии и долге гостеприимства, и поэтому он, редко обольщавшийся кем-либо и редко отзывавшийся о ком-либо “с хорошей стороны”, преисполненный уважения к Чичикову, определяет его в разговоре с женой: “преприятный человек”, и приглашает его к себе в усадьбу. Элементарную […]...
- Речь враля Ноздрева в поэме “Мертвые души” Ярко индивидуализирована и речь враля Ноздрева. Ноздрев – это “разбитной малый” е присущей ему “зоркостью и бойкостью характера”. Его буйная и неугомонная натура в постоянном желании “погулять”, и в страсти к азартной игре, и в стремлении к авантюре, и в способности нагадить ближнему, и в неудержимом вранье. Разбитная, в высшей степени неорганизованная, беспардонная натура Ноздрева […]...
- Плюшкин – персонаж поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Литературные источники образа Плюшкинf образы скупцов у Плавта, Ж.-Б. Мольера, Шейлок У. Шекспира, Гобсек О. Бальзака, Барон А. С. Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д. Н. Бегичева “Семейство Холмских”, Мельмот-старший из романа Ч. Р. Метьюрина “Мельмот-скиталец”, барон Балдуин Фюрен-гоф из романа И. И. Лажечникова “Последний новик”. Жизненным прототипом образа Плюшкинf вероятно, явился историк […]...
- Речевая характеристика Манилова в поэме “Мертвые души” Одним из высших достижений индивидуализации гоголевских героев является речевая характеристика. Каждый герой говорит своим, присущим лишь ему языком, являющимся блестящим! показателем его характера, уровня культуры, интересов и пр. Речь прекраснодушного Манилова, “исключительно любезного и учтивого человека”, отличается теми же качествами. Манилов сентиментален.; Его жена, Лизанька, под стать мужу: она нежна и мила в обращении и […]...
- Пример сочинения на тему: Образ Чичикова в романе “Мертвые души” Чичиков резко отличается от помещиков и чиновников, с которыми ему приходится сталкиваться. В обличие от помещиков – косных, неподвижных, бездеятельных, не способных вести хозяйство – Чичиков деловит, деятелей, предприимчив. В противоположность чиновникам, он не стремится к чинам, карьере как таковой – служба занимает его только как средство обогащения. Отличаясь по своему характеру, Чичиков отличается и […]...
- Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе “Мертвые души” Помещики. Общепринятое представление о композиции I тома заключено в следующем: визиты Чичикова к помещикам описываются по строго определенному плану. Помещики (начиная от Манилова и кончая Плюшкиным) расположены по степени усиления черт духовного оскудения в каждом последующем персонаже. Однако, по мнению Ю. В. Манна, нельзя сводить к “единому привципу” композицию I тома. Действительно, трудно доказать, что […]...
- Собакевич – персонаж поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Фольклорные источники образа Собакевича былинные и сказочные богатыри (Еруслан Лазаревич, Илья Муромец и т. п.). Возможные литературные источники: Тарас Скотинин из комедии Д. Фонвизииа “Недоросль”, медведеподоб-ный разбойник Бурдаш из романа М. Загоскина “Юрий Милославский”. Богатырская мощь Собакевича (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки “гораздо больше тарелки”, “индюк ростом с теленка”, […]...
- “Мертвые души” помещики и чиновники Это “безответно мертвые обыватели”, страшные “неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца”. Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и […]...
- “Мертвые души” – это не только помещики и чиновники ” Мертвые души ” – это не только помещики и чиновники, это “безответно мертвые обыватели”, страшные “неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца”. Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: “Один за другим следуют у меня герои […]...
- Так в чем же видит автор поэмы “Мертвые души” будущее России? Поэма Н. В. Гоголя ” Мертвые души ” произведение не только о настоящем и будущем России времен Гоголя, а о судьбе России вообще, о ее месте в мире, хотя на первый взгляд может показаться, что это лишь рассказ о похождениях ловкого авантюриста Чичикова. Поэма построена как история похождений героя-дельца, скупающего мертвые души. Но из рассказа […]...
- Лирическое отступление в романе “Мертвые души”. Повесть о капитане Копейкине После войны двенадцатого года вместе с ранеными приехал и капитан Копейкин. В боях он потерял руку и ногу, работать не мог и отправился в Петербург просить государя о какой-нибудь монаршей милости. Попал он к самому начальнику, к вельможе в дом на Дворцовой набережной. Вельможа видит, что человек на деревяшке и правый рукав пустой. “Хорошо, говорит, […]...
- О Чичикове и Собакевиче из поэмы “Мертвые души” (Гоголь) Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. […]...
- “Подлец” и “приобретатель” или как написать сочинение: Образ Чичикова в романе “Мертвые души” При написании сочинения советую ответить на вопросы: Почему Гоголь вслед за изображением помещичьей среды обратился к изображению чиновничества? Чем отличаются способы изображения чиновников и помещиков? Какие пороки чиновничьей жизни разоблачает Гоголь? Далее следует обратить на “Повесть о капитане Копейкине”. Она представляет вставной эпизод, внешне не связанный с общим сюжетом произведения, однако Гоголь включил его в […]...
- Поведение Чичикова в обществе чиновников в романе “Мертвые души” Гоголь пишет о посещении Чичиковым городского общества чиновников: “О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, – он показал, что ему […]...
- “Мертвые души” Как известно идею для создания поэмы ” Мертвые души ” Ивану Васильевичу подсказал Пушкин, так же как и идею для написания ” Ревизора “. Когда писатель разъезжал по России Гоголь собирал характеры разных людей, чтоб создать грандиозное произведения, в котором отражается вся суть России, ее души и ее людей. Изначально стоит обратить внимание на название […]...
- Сочинение на тему особенности жанра “Мертвые души” Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость обывателей. “Миргород”, “Арабески”, ” Ревизор “, “Женитьба”, “Нос”, ” Мертвые души ” – едкая сатира на существующую действительность. […]...
- Отражение жизни в лексике поэмы “Мертвые души” Словарный состав языка Гоголя в поэме “Мертвые души” определяется, с одной стороны, грандиозной темой, избранной Гоголем, – “показать хотя с одного боку вею Русь”, – с другой стороны, отношением автора к изображаемому материалу – острой сатирической направленностью всего произведения. Более ста лет отделили нас от того времени, которое отразил в своей поэме Гоголь. В общественной […]...