Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе “Мертвые души”

Помещики. Общепринятое представление о композиции I тома заключено в следующем: визиты Чичикова к помещикам описываются по строго определенному плану. Помещики (начиная от Манилова и кончая Плюшкиным) расположены по степени усиления черт духовного оскудения в каждом последующем персонаже. Однако, по мнению Ю. В. Манна, нельзя сводить к “единому привципу” композицию I тома. Действительно, трудно доказать, что Ноздрев, например, “хуже” Манилова или Собакевич “вреднее” Коробочки. Возможно, Гоголь расположил помещиков по контрасту:

на фоне мечтательности и, так сказать, “идеальности” Манилова ярче выступает хлопотливая Коробочка: один возносится в мир совершенно бессмысленных мечтаний, другая настолько погрязла в мелочном хозяйствовании, что даже Чичиков, не выдержав, называет ее “дубиноголовой”. Таким же образом противопоставлены далее безудержный враль Ноздрев, вечно попадающий в какую-нибудь историю, почему он и назван Гоголем “историческим человеком”, и Собакевич, расчетливый хозяин, прижимистый кулак.

Что же касается Плюшкина, то он помещен в конце помещичьей галереи не потому, что оказался всех хуже (“прореха

на человечестве” ). Не случайно Гоголь наделяет Плюшкина биографией (кроме него наделен биографией еще только Чичиков). Когда-то Плюшкин был другим, были в нем какие-то душевные движения (у других помещиков ничего подобного нет). Даже и сейчас, при упоминании старого школьного товарища на лице Плюшкина “вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства”. И, может быть, поэтому по замыслу Гоголя из всех героев I тома ” Мертвых душ ” должны были прийти к возрождению именно Плюшкин и Чичиков (о котором речь впереди).

В общей сложности, помещичья галерея, нарисованная в “Мертвых душах”, представляет собой обобщение громадной художественной силы. Неподвижность жизни помещиков, их социальный паразитизм объединяют их как представителей собственнического общества с его эгоизмом, стяжательством, бездуховностью. В этом же плане изображен в поэме и губернский город.

Чиновники. В сохранившихся заметках Гоголя к I тому поэмы есть такая запись: “Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота… Мертвая бесчувственность жизни”.

Замысел этот нашел полное воплощение в “Мертвых душах”. Внутренняя мертвенность помещиков, проявившаяся в первых главах произведения, соотносится с “мертвой бесчувственностью жизни” в губернском городе. Конечно, здесь больше внешнего движения, суеты, визитов, сплетен. Но по существу все это лишь призрачное существование. Гоголевская идея Пустоты находит выражение уже в описании города: пустынные неосвещенные, бесконечно широкие улицы, бесцветные однообразные дома, заборы, чахлый сад с тощими деревьями…

Гоголь создает коллективный образ чиновников. Отдельные фигуры (губернатор, полицмейстер, прокурор и др.) даны как иллюстрации массового явления: они лишь на короткое время выдвигаются на первый план, а затем исчезают в толпе им подобных. Предметом сатиры Гоголя были не личности (хотя бы и столь колоритные, как дамы – просто приятная и приятная во всех отношениях), а социальные пороки, точнее говоря, социальная среда, которая становится главным объектом его сатиры. Та бездуховность, которая отмечалась, когда речь шла о помещиках, оказывается присущей и миру губернских чиновников. Особенно рельефно это проявляется в рассказе и внезапной смерти прокурора: “…тогда только с соболезнованием узнали, что у покойного была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал”. Строки эти очень важны для правильного понимания смысла названия поэмы. Действие ” Ревизора ” происходит в далеком уездном городе. В “Мертвых душах” речь идет о городе губернском. Отсюда не так уж далеко до столицы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе “Мертвые души”