“Мертвые души”

Как известно идею для создания поэмы ” Мертвые души ” Ивану Васильевичу подсказал Пушкин, так же как и идею для написания ” Ревизора “. Когда писатель разъезжал по России Гоголь собирал характеры разных людей, чтоб создать грандиозное произведения, в котором отражается вся суть России, ее души и ее людей.

Изначально стоит обратить внимание на название данной поэмы “мертвые души”. Иван Васильевич не случайно использует в данном случае оксюморон, ведь всем известно, что мертвым может быть лишь тело, а душа – бессмертна.

Автор этой поэмы уже в названии намекает читателю, что в своем произведении он будет обнажать душу не только людей, но и всей нашей страны.

Первая часть произведения посвящена внутреннему пространству русской души. Рисуя образ Чичикова и остальных помещиков, Гоголь рассуждает о судьбу России, о том пути, которому она должна следовать. Образ каждого героя произведения несет с собой особую смысловую нагрузку, в изображении каждого помещика создается свой индивидуальный мир.

 Стоит обратить внимание на порядок, в котором Иван Васильевич знакомит читателя с помещиками. Таким образом, писатель стремится раскрыть в своих

героях все большую степень утраты личного достоинства, деградации человека, показать, что душа героя умирает. К примеру, Манилов стал символом уныния, он строит воздушные замки, лишь мечтает, он попросту оторван от реальной жизни. Коробочка символизирует страх, она очень хозяйственна, но всего боится. Если удастся наладить с ней контакт, то получишь “пропуск” в мир мертвых. У наглого Ноздрева, нечистоплотного в мыслях и поступках, полностью отсутствуют принципы морали нравственности. В Собакевиче ярко проступает какое-то первобытное, звериное начало, автор соотносит его с грубостью и невежеством. Плюшкин – “прореха на человечестве”, он утратил семью, богатство, и половые признаки. Он – скупой, но в тоже время, именно он проникается к Чичикову отеческими чувствами.

Когда Гоголь обращается к другой теме – России народно, то он начинает изображать обыкновенных, неидеализированных крестьян. Автор рисует мужиков, которые очень беспомощны и бестолковы. Когда читатель видит их, то ему становится горько и обидно. К ним тоже в полной мере, как к помещикам и чиновникам, относится определение “мертвые души”.

К концу поэмы мы понимаем, что среди всех персонажей нет положительных героев, и души нет на всей Руси. Но стоит заметить, что в произведении несколько раз встречались и умелые люди, однако, они все либо беглые, либо покойники.

Иван Васильевич рисует безнадежность России, но появляющийся в конце первого тома образ птицы-тройки наглядно показывает нам, что автор верит в будущее своей страны.
Произведение Гоголя приобрело свою актуальность в наше время, когда каждый человек стоит перед выбором: любыми средствами создать состояние или сохранить верность нравственным принципам.






Джерела нашої духовності.
“Мертвые души”