Прозаик и драматург Франтишек Лангер (1888-1965)
Прозаик и драматург, известный в чешской литературе своими поисками в области формы художественного произведения, особенно в довоенный период, в 30-е годы Франтишек Лангер впервые начинает писать для детей. Его книга “Братство Белого Ключа” связана с поворотом в мировоззрении писателя. Он отказывается от прежнего эпикурейства и стремится реалистически изображать жизнь.
Первая книга для детей связана с представлениями о популярности детективного жанра у читателя-ребенка и написана не без влияния известного немецкого писателя Кестнера
Главное в повествовании – цель приключений, мальчишеская жажда необычного, тайна, товарищество. В свое время Фучик упомянул эту книгу в числе лучших, так как в ней, несмотря на общую концепцию писателя, все же проступает тенденция рассказать” ребенку о противоречиях жизни. В русском переводе повесть дается с сокращениями. Дальнейшее творчество Лангера для детей приходится на военные и послевоенные годы. Эмигрировав во Францию, а затем в Англию в 1939 году, Лангер принимает участие в антифашистском движении; с этим связаны и дальнейшие мотивы его творчества, в частности книга “Дети и кинжал”.
Лучшие произведения классической детской литературы Франтишек Лангер также рассматривает с точки зрения жанра и воспитательной направленности. Путешествия, приключения, пробуждающие в читателе желание не только познать мир, но и самому участвовать в процессе открытий,- по его мнению, одна из лучших форм детской книги. Этим его привлекают романы Жюля Верна, герои которых не только ученые, люди образованные, но и борцы за свободу. Успех ” Робинзона Кру-зо” Д. Дефо Фучик объясняет так: “…книга страстного увлечения трудом, процессом труда, и мы видим, что именно эта сторона сделала книгу такой действенной и интересной для детей…”.
Особенное внимание в статье Франтишек Лангер уделяет советской детской литературе, он отмечает новые моральные качества героев детской книги: коллективизм, честность, ответственность за судьбу человека. Он пишет, что влияние советской литературы чувствуется уже сейчас. В Чехословакии появился ряд книг для младшего возраста о наших предках, об электричестве, о том, что происходит, когда мы спим…
Эти книги пробуждают детскую любознательность, развивают мышление, знакомят с явлениями природы, с работой человеческого коллектива, с историческим развитием человеческого общества и т. д. Под влиянием советской литературы появились книги для подростков, которые заслуживают внимания. Франтишек Лангер называет некоторые из них – это книги В. Ржезача, Ф. Лангера, Ф. Краля, И. Плевы. Они интересны тем, что впервые затронули вопрос о классовом обществе, показали эксплуатацию рабочих в капиталистическом мире – словом, приоткрыли завесу над теми явлениями, которые буржуазная литература тщательно скрывала от ребенка.
После второй мировой войны Чехословакия наряду с другими странами Восточной Европы избрала форму правления народной демократии, а начиная с 1960 года она становится социалистической республикой. Уже в первые годы существования народной республики перед детской литературой встают новые задачи: создать книги, воспитывающие нового человека – “человека всесторонне развитого, внутренне свободного, проникнутого чувством гуманизма, который видит цель своей жизни в труде для общества, для народа и только так может найти и свое личное счастье”,- как сформулировал эти задачи чешский исследователь детской литературы В. Стейскал в своей книге “Современная чешская литература для детей”.
В 1948 году И. Плева публикует повесть “Будильник”, за которую ему была присуждена премия “Освобождения города Брно”. Эта повесть сыграла большую роль в нравственном воспитании молодежи. Автор обращается к одному из острых моментов военного периода – освобождению города Брно Советской Армией. И. Плева ставит в повести важную для читателя-подростка проблему ответственности за свои поступки. Раскрывая психологию подростка, который часто ради удальства, мальчишества совершает проступок, не думая, что он может за собой повлечь, писатель убедительно, на жизненном материале изображает острые конфликты, возникающие на этой почве.
Тема борьбы с фашизмом характерна для многих произведений, написанных специально для детей; эти события отражаются в повестях Ф. Лангера (“Дети и кинжал”), И. Плевы (“Будильник”), рассказах Б. Ржиги (“Бегство”), И. Марека (“Молодые борцы”) и других.
Однако детских писателей привлекают не только события недавнего прошлого. В их книгах мы находим интерес к жизни ребенка сегодняшнего дня. Наряду с известными мастерами детской литературы, такими, как М. Майерова, И. Плева, Б. Ржига, О. Секора, в литературу приходят молодые авторы со своим видением мира, со своей тематикой. Они хорошо знают психологию современного ребенка, у них ярки еще воспоминания о собственном детстве, о детском восприятии мира. Среди них знакомы советскому читателю имена И. Марека, Г. Шмагеловой, В. Чавртека, М. Мацоурека. В период второго послевоенного десятилетия особое внимание уделялось художественному уровню детской книги. В первые годы после установления рабочего государства некоторые писатели, увлекшись общественной тематикой, недостаточно внимательно относились к художественной стороне произведения, целый ряд книг оказался схематичен, и дети не проявляли к ним особого интереса. Но большинство книг для детей было написано с должным мастерством.