Творчество Евгения Ивановича Чарушина (1901-1965)

Во многом созвучно тематике и писательской манере Бориса Житкова и Виталия Бианки творчество Евгения Ивановича Чарушина. Выросший в семье художника, Е. Чарушин начал свою деятельность как иллюстратор детских книг, Первые его собственные произведения появились в 1929 году. Это были сначала книжки-картинки: “Вольные птицы”, “Разные звери”. Затем в журналах “Еж” и “Чиж” печатаются маленькие рассказы, написанные и иллюстрированные Е. Чарушиным (“Первый тетерев”, “Медвежата”, “Волчишко”).

Здесь все дается

в движении, в развитии. Рассказ “Волчишко” начинается подобно народным сказкам о животных: “Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту”2. Оказавшись без матери, лохматый, взъерошенный волчишка попадает в дом человека. Писатель показывает возмужание маленького зверя. Сначала волчишка “живет дрожит”, потом “тихонечко живет”, но постепенно становится все энергичнее и храбрее. В 1935 году Е. Чарушин писал в журнале “Детская литература”, что больше всего ему нравится изображать маленьких зверей и птиц, трогательно беспомощных и в то же время интересных, потому что в них угадываются
черты будущих взрослых животных. Пожалуй, это и есть ключ к пониманию многого в творчестве Е. И. Чарушина, писателя и художника. Он не смотрит на животных холодным взглядом естествоиспытателя или фотографа. Его рассказы не просто галерея портретов – это сюжетные истории, новеллы, сказки. Они пробуждают в детях любовь к животным, сопричастность к природе. Метки и колоритны характеристики зверей: “Тюпа – ловкач неуклюжий” ‘ – так пишет Чарушин о котенке.

В произведениях Е. Чарушина действуют не только животные. У него есть много и человеческих характеров. Например, девочка Аня, которая любит рисовать, заботиться о животных. К ней несут птенцов и зверюшек (рассказ “Захочешь есть – говорить научишься”). Маленький Никитка – герой сборника “Никитка и его друзья” (впервые опубликован в 1938 г., дополнен в 1947 г.), любознательный чфантазер, жадно впитывающий все новое, что видит вокруг. То он возится с котенком Тюпой, то играет с щенком Томкой. Играя “в доктора”, Никитка заставляет щенка высунуть язык, собирается почистить ему зубы, пытается измерить температуру. В процессе игры Никитка узнает привычки животных и привыкает заботиться о них. Характерные особенности творческой манеры Е. Чарушина воплотились в сборнике “Большие и маленькие” (М., 1973). Он состоит из коротких рассказов. Сюжетно рассказы представляют собой беседы птиц и зверей с их детенышами. Утка учит плавать утят: “Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте!” Дятел разговаривает с птенцами: “Вы лазайте, вы ползайте, когт’ЯЫи цепляйтесь, хвостами упирайтесь”. Олениха кричит олененку: “Смотри на меня! Скачи как я!”

Главы этой книги так и называются: “Дятлы с птенцами”, “Утка с утятами”, “Олениха с олененком”. Последняя глава книги – это прямое обращение писателя к ребенку-читателю: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? Ты человек – хозяин всей природы. Тебе все знать нужно”. Воспитание гуманистических чувств, хозяйской заботы обо всем живом на земле составляет основу творческой практики Е. Чарушина. Именно поэтому его произведения звучат современно для поколения, растущего в 70-е годы. Книги его переведены более чем на сорок языков народов РОССИИ и многие европейские языки.






Чому біблія є найвідомішою книгою.
Творчество Евгения Ивановича Чарушина (1901-1965)