Мария Конопницкая

Мария Конопницкая является зачинательницей в польской литературе нового жанра стихотворной сказки и рассказа (“Янек-странник”, “Путешествие на аисте”, “Приключения Пимпуса Салоедки”), которые она создает в конце 30-х годов. “Янек-странник”- своеобразная робинзонада о самостоятельном путешествии маленького мальчика в большой мир. Стихотворная сказка “По ягоды”- вольный перевод книги шведской писательницы Э. Бесков “Приключения Пута в ягодном лесу”.

Сказка М. Конопницкой “О гномах и сиротке Марысе”

(1895) имела огромное значение для становления и выхода на новый путь детской “литературы в Польше. Это было произведение, в котором причудливо сочетались элементы фантастики и самого приземленного жизнеописания реалистического плана. Эти разнообразные мотивы сказки переплетаются, однако, так правдиво, образность такая богатая, изображение природы так поэтично, что это дает основание считать сказку Конопницкой этапным произведением в польской детской литературе.

Для своей сказки польская поэтесса использовала широко распространенный в мировом фольклоре сюжет о судьбе девочки-сиротки. Сама сказка представляет

собой повествование о действительной борьбе за существование крестьянина-бедняка Скробека во враждебном мире. Труд до пота, оказывается, ничего не дает. Если бы не чудесная помощь гномов и их маленького короля да не Марыся со своей удивительной любовью к людям, никогда не было бы достатка у Скробека. Вот уж подлинно – сказка, хотя в ней столько реалистических деталей, умело введенная автором бытовая речь и органически вошедшие в ткань повествования исторические легенды о прошлом Польши. Сказка изобилует комическими положениями и сценами (поиски ученым-летописцем весны, концерт Вродебарина и т. п.).

Образ Марыси – один из самых поэтических в польской детской литературе.

Вслед за Прусом, Ожешко, Сенкевичем и другими писателями Конопницкая в конце 80-х годов обращается к жанру новеллы. Сюжеты ее новелл просты, но драматичны, так как взяты из окружающей жизни. Писательница повествует о безрадостном детстве в кварталах городской бедноты или в темной крестьянской избе. Эти новеллы являются неприкрытым обвинением буржуазному обществу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Мария Конопницкая