“Крик боли и тоски по родной Украине” в поэзии Павла Грабовского
Сущность лирики талантливого украинского поэта Павла Грабовского, именем которого гордится наша отечественная литература, Иван Франко метко передал словами: “Крик боли и тоски по родной Украине”. И, действительно, когда читаешь искренние строки, полные душевного запала, соединенного с невыразимой печалью, зримо ощущаешь муки поэта-патриота, оторванного на долгие десятилетия от родной земли, ее культуры, лишенного возможности работать на национальной ниве.
… В последнее время в современном настоящем мы часто применяем это гордое
Вот почему Павел Грабовский, который из тридцати восьми лет жизни двадцать провел в ссылках за свои патриотические убеждения, раскрывает современным украинским непостижимые для многих вещи: если у человека есть родина, родная земля, –
Патриотические убеждения Павла Грабовского определили и пафос его творчества. В страстном призыве “Вперед за край родной и свободу”, которым начинается стихотворение “Вперед” выражено заветное желание поэта. Здесь органично сочетаются его любовь к Украине со стремлением увидеть ее народ освобожденным от тяжелого ига:
Чтобы Русь разрозненная встала
Из-под векового ига
И цветом полным расцветала
В согласии с ближними всеми!
(“К Руси – Украина”)
В стихах сборника “Пролисок” (1894) вылилась тоска по родному краю, за близкими людьми, по той общественной работе, которой поэт отдал весь свой юношеский пыл. Собственно с этого сборника патриотическая тема стала ведущей в творчестве Грабовского и реализовалась во многих произведениях, источниками которых были упоминания о родине, беседы с заключенными украинцами, книги об Украине, о ее истории.
Поэт подает символический образ родной Украине, называя ее “сердце-нене” (“К Украине”), призывает всех собраться “вместе” под единым лозунгом: “Путь любви и образования нас навеки сочетает!” (“К украинцам”).
Все, что касалось Украины, беспокоило сердце художника. Большое внимание он уделял единению и самобытности украинской нации. Чтобы сохранить себя как народ, отмечал Грабовский, украинцы должны “дорасти до обще образовательного уровня” (“Письмо к молодежи Украинской”), а это возможно только при сохранении и развитии удельных национальных традиций.
Поэтический образ Украины появляется из строк произведений с ностальгическим мотивом (“Украина приснилась мне”, “Сон”, “Далеко”). Картины волшебной Украинской природы, быта противопоставлены суровой сибирской реальности, подчеркивают тоску поэта-патриота по родной земле.
Я считаю, что в наше время кроме патриотических лозунгов уместно чаще обращаться к поэзии Грабовского, которому есть что сказать нам.
Представители “искусства для искусства” воспевали природу без связи с жизнью человека-труженика. Такое воспевание природы с “холодным равнодушием ее” Грабовский решительно осудил всем своим творчеством, в частности стихотворением “Я не певец чудесной природы”.
Вопрос о назначении поэта, о его роли в общественно-политической жизни всегда глубоко волновал писателя. Поэтому неудивительно, что он часто обращается к теме, показывает, кому художник должен отдать весь свой поэтический талант:
С ума не идут обездоленные народы, –
Им я отдал все чувства мои.
Поэт-революционер на первое место ставит изображение жизни и борьбы трудящихся. Он видит “среди мясных золоченых пространств” страдания людей, бедность, голод, “стон мужика” и делает вывод:
Где плачут, там нет уже красоты!
Этим Грабовский осуждает буржуазных поэтов. Еще Шевченко в поэзии “Если бы вы знали, господа” ругает создателей сентиментально-подслащенных элегий. Грабовский на новом этапе гневно обличал тех поэтов, которые отвлекали внимание трудящихся от злободневных вопросов жизни, от классовой борьбы, – пели “на всякие голоса о райских снах и уголках благодати…”. Разоблачая представителей “чистого искусства”, революционный поэт показывает антинародный характер их творчества.
Отмечая, что “искусства для искусства” не было, нет и быть не может Грабовский “призвал поэта быть” предводителем общественным “оповещателем высоких идеалов, верным слугой народа”.
Образцом такого служения народу он считал творчество Чернышевского, Шевченко и Некрасова.
Писатель отмечал, что только “жизнь одна дает реальное содержание и искренне современные мотивы произведения”.
Художник требовал от поэзии, чтобы она как общественная сила способствовала развитию жизни, защищала интересы трудящихся, была средством “борьбы с мировой неправдой, смелым голосом за всех угнетенных и обиженных”.
Искусство, подчеркивал Грабовский, должно укреплять в сердцах трудящихся веру в свои силы, в победу над врагами, в торжество правды и светлое будущее. “Зови к жизни, буди дремучие силы”, – обращался он к поэту.
Грабовский последовательно придерживаться программы поэта-гражданина, бойца, революционера-демократа. Он призвал стремительно идти вперед “за край родной и волю, за окованный, угнетенный народ”, звал народ к вооруженному восстанию.
В своей поэзии Грабовский правдиво раскрывает хищническую суть капиталистической эксплуатации и прославляет тружеников.
Безыдейносте, лозунговому “искусству для искусства” Грабовский противопоставил высокоидейную, прочно связанную с народом поэзию борьбы за счастье трудящихся.
В стихотворении “Певец” он писал:
Не прибавляй обессиленным печали…
А разбуди на дело борьбы,
Поэзия Грабовского насыщена высокой идейностью, проникнута боевыми революционно-демократическими идеалами, верой в силы народа, в торжество правды:
Крепкая вера двинет скалы…
Тем гибели нет,
Кому светят идеалы.
Он выступает за высокоидейное, боевое искусство, призванное служить народу в борьбе за освобождение от оков капиталистического рабства.