Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака

Размышляя О природе поэтического творчества, В. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства выразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней, а в наши дни оно познало пудру, уборную и показывается с эстрады”. Тот же образ развертывается в одном из ранних стихотворений поэта:

Поэзия! Греческой губкой в присосках Будь ты, и меж зелени клейкой Тебя б положил я на мокрую доску Зеленой садовой скамейки.

Б. Пастернак – полная противоположностьВ. Маяковскому. Само стремление вбирать, впитывать краски природы В. Маяковскому чуждо, ведь в природе он видит лишь материал, нуждающийся в обработке (“Ее ли Казбек помешает – срыть!”). И поэзию В. Маяковский сравнивает с орудием, с оружием, с производством, начиная от бунтарского кастета и кончая штыком, заводом, добычей радия. Б. Пастернак же дает ей по преимуществу “природные” определения:

Это – круто налившийся свист, Это – щелканье сдавленных льдинок. Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьев поединок.

В. Маяковский ставит поэта в один ряд с рабочим, инженером, политическим деятелем,

тогда как В. Пастернак обычно разграничивает, а иногда противопоставляет эти понятия.

По глубокому убеждению Б. Пастернака, поэзия – прямое следствие жизни. Художник не выдумывает образы, а черпает их на улице, помогая творчеству природы, но никогда не подменяя его своим вмешательством.

Бывало, снег несет вкрутую, Что только в голову придет. Я сумраком его грунтую Свой дом, и холст, и обиход.

Зарождение искусства в недрах природы – излюбленная тема Б. Пастернака. Поэзию рождает сама жизнь, поэт же в лучшем случае – ее соучастник, которому остается только подсматривать и удивляться, собирая готовые рифмы в подставленную тетрадь. Отсюда такое распространение литературных терминов в пейзажах Б. Пастернака:

Для этой книги на эпиграф Пустыни сипли… Зовите это как хотите, Но все кругом одевший лес Бежал, как повести развитее, И сознавал свой интерес.

В поздней лирике Б. Пастернака трактовка темы поэта и поэзии несколько видоизменяется. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем прочим. Если раньше в его эстетических представлениях центральное место занимал образ ” поэзия – губка “, то теперь, не отменяя первого, звучит другой мотив:

Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Одновременно К концу жизни в творчестве поэта звучит в полную силу мысль о том, что его историческое предназначение выполнено. Отсюда необычайно светлая тональность его поздней лирики, несмотря на трагедийность отдельных стихотворений, и чувство доверия к будущему. За полвека творчества в стихотворениях Б. Пастернака многое менялось, перестраивалось. Но ряду идей, принципов, пристрастий он оставался верен до конца. Одно из таких глубоких убеждений Б. Пастернака заключалось в том, что истинное искусство всегда больше самого себя, так как свидетельствует о величии жизни, о неизмеримой ценности человеческого существования.



Характеристика білий кінь шептало.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака