Картины родной природы в поэзии Пушкина

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.

С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе ” Евгений Онегин “.

Но к реалистичному изображению природы Пушкин подошел не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Таково, например, стихотворение “К морю” (см. выше). В стихотворении “Осень” мы находим не только изображение природы в осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние праздники и т. п. Из всех времен года Пушкин отдавал предпочтение осени: “Из годовых времен я рад лишь ей одной”. Осень приятна и дорога Пушкину не только своей “прощальной красой”: она время года, наиболее
располагающее поэта к творчеству; “Осень… пора моих литературных трудов”, говорил Пушкин. Стихотворение ” К Чаадаеву(1818)” проникнуто идеями борьбы с самодержавием.

…Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Написанное, в форме дружеского послания, оно отражало взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому стихотворение широко распространялось. Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за ее свободу. Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов. Мы встречаем такие выразительные метафоры, как “в нас горят еще желанья”, “пока свободою горим, пока сердца для чести живы”, “звезда пленительного счастья”. В своих “Стансах” (1826) поэт, убедившись в безнадежности попыток без поддержки народа произвести революционный переворот и видя полное отсутствие связи между народом и передовыми кругами общества, пытается убедить Николая I, который своими псевдолиберальными посулами сумел внушить поэту, как и многим декабристам, доверие к себе. Заканчиваются “Стансы” смелым призывом к царю быть “незлобным памятью”, то есть вернуть сосланных на каторгу декабристов. Стихотворение это, хотя и полное ошибочных и политических иллюзий, все же было неверно оценено многими современниками, и даже друзьями Пушкина.

Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей приобрел Пушкин еще в лицее; многим из них он адресовал свои послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годовщины. Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В большом послании “19 октября 1925 года” Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. В те годы Пушкин был в ссылке и не мог быть с товарищами. Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным

…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, “братья родные по музе”. Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд “пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный”, и внес бодрость в душу изгнанника. Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как “лицейская республика”, сплотившая лицеистов в “святое братство”. Стихотворение “И. И. Пущину” (1826) обращено к ближайшему другу Пушкина с лицейских лет, декабристу Ивану Ивановичу Пущину, приговоренному к пожизненной каторге. Оно написано 13 декабря, накануне первого восстания на Сенатской площади. Первая строфа стихотворения совпадает с первой строфой послания к Пущину, обещанного поэтом другу и начатого после посещения им Михайловского. Послание осталось незаконченным.

К любовной лирике Пушкина относится стихотворение К*** (” Я помню чудное мгновенье…”) (1825). Летом 1825 г. в Тригорском гостила Анна Петровна Керн (племянница соседки Пушкина П. А. Осиповой). В первой строфе поэт вспоминает первую встречу с ней, в 1819 г., в Петербурге, в доме Олениных. Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи в день ее отъезда из Тригорского.

“Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-й главы ” Онегина “, в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: “Я помню чудное мгновенье” и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове не знаю”. Стихотворение “Мадонна” обращено к невесте, Н. Н. Гончаровой. Та же картина (“Мадонна” итальянского мастера, приписывавшаяся Рафаэлю и продававшаяся в Петербурге) упоминается в письме Пушкина от 30 июля 1830 г. к невесте: “Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Картины родной природы в поэзии Пушкина