Историческое прошлое украинского народа в творчестве Ивана Кочерги

Историческое прошлое украинского народа вдохновило драматурга Ивана Кочергу на создание нескольких пьес. Наиболее удачной среди них является стихотворная драматическая поэма “Свечкина свадьба”. “Когда я случайно натолкнулся на мотив “запрета света”, – писал Иван Кочерга в предисловии к своему произведению,- меня воодушевила в нем возможность нарисовать цветастую картину сугубо городской жизни и социальной борьбы в старинном городе, а на этом живописном фоне создать обобщенный образ борьбы Украины за свою волю и самобытную

культуру”.

Основой исторической достоверности драмы стали две грамоты литовских князей (1494 и 1506 годов), которые будто бы из определенных соображений запрещали вечером и ночью освещать жилье простых киевлян. За нарушение выплачивался большой штраф, и применялись уголовные санкции. Грамота 1516 года отменила запрет света, учитывая жалобы жителей, но и предыдущая грамота тоже упоминала эти жалобы. Иван Кочерга избрал темой своего произведения исторические упоминания, которые ему были более близки, которые он мог использовать как безошибочную проекцию на свою современность. Сохраняя высокий романтический

пафос рассказа, драматург изображает целиком реальную, повседневную жизнь наших предков, с особым вниманием воссоздает их быт, верование, обряды и т. п. Писатель делал особенное ударение на символическом характере своего произведения. В самом деле, насколько богатым на символизм является образ света! Запрет света, если размышлять логически, требовал сопротивления. Борьбу за свет киевлян должна была возглавить наиболее сознательная часть населения средневекового города.

С точки зрения Кочерги, это, бесспорно, ремесленники – прообраз будущего рабочего класса. Конец 20-х – начало 30-х годов требовал идеологического утверждения пролетарской диктатуры (фактически, диктатуры И. Сталина, которая прикрывалась пролетарскими лозунгами), и борьба киевских ремесленников – далеких предков пролетариата, демонстрировала глубокие исторические корни этой идеи. Автор, который начал из смантических средневековых легенд, теперь вынужден был политизировать свои драматические сказки и служить уже не столько театру, но и большевистской идее. И вопреки такой “прозрачной” символике и откровенной политизации драмы “Свечкина свадьба” в ней нельзя не заметить и другой плоскости трактовки образов, в которой и следует искать ключ к пониманию идеи произведения. Выразительным является образ Меланки, который, по словам самого Кочерги, является поэтическим символом Украины, которая “из тьмы веков и через столько бурь” проносит не угасшим живой огонек своей воли и культуры. Несомненным творческим успехом Кочерги был и образ Ивана Свечки – настоящего народного предводителя, личности яркой и своеобразной. Критика отмечала, что в характере Свечки драматургу удалось показать человека одинаково порядочного и честного как в отстаивании интересов общины, так и в личной жизни. Хотя он еще и молодой, но пользуется уважением у подольских ремесленников, так как умеет спокойно и мудро разобраться в сложных ситуациях, а главное, не боится встать на защиту справедливости и человеческого достоинства, защитить обиженного и обездоленного. Свечка добрый и благородный не только по отношению к Меланке и товаришам-ремесленникам, а и к людям из противоположного лагеря. Особенно поражают мастерски написанные эпизоды встреч Свечки с женой киевского воеводы Гильды, которые характеризуют его как личность высоконравственную и мужественную. Свечка не выдает Гильдиной тайны и всю ответственность за похищение грамоты берет на себя, хотя хорошо знает, что будет наказан за это “преступление” смертью. Более того: княжеская грамота для Свечки не имеет ценности, так как он распознал ее фальшивую суть. Он мог бы солгать в свою пользу и спасти свою жизнь. Но он не делает этого, поскольку знает, какие большие надежды возлагали простые киевляне на эту грамоту, знает, что народ боролся за правду. Поэтому вернуть воеводе грамоту – значит предать народ, а это было бы для Свечки высочайшим наказанием. Поэтому он и избирает смерть. С образом Ивана Свечки связана идейная нагрузка пьесы. Собственно, идея произведения высказана в словах этого героя: “Когда добром никто не даст нам света, его получить надо – не молитвами, так как без борьбы никчемны все молитвы. И свечки мирной не стоит та страна, которая в борьбе ее не зажгла”. Символом каждой пьесы Ивана Кочерги является какая-то вещь, которая концентрирует интересы всех персонажей, олицетворяет идею произведения.

Если в “Свечкиной свадьбе” – это свеча, то в пьесе “Ярослав Мудрый” – это меч и книга. В драматической поэме Ярослав Мудрый писатель изображает суровые и героические времена, когда наши предки боролись за единство Киевской Руси, за ее мирное развитие и процветание, впервые обратившись к образу реального исторического деятеля. Ярослав Мудрый изображен хотя и суровым, но дальновидным политиком. Рассказ о нем ограничен 1030 – 1036 годами, когда великий князь прекратил междоусобные распри и отбил атаки печенегов. Князь хочет создать могущественное государство, а для этого необходим мир, который временами приходится завоевывать и мечом. “Сначала закон, а потом благодать”, – не раз повторяет он афоризм знаменитого Иллариона, автора “Слова о законе и благодати”. Ярослав Мудрый представлен не только как государственный деятель, но и как наделенный обычными слабостями человек. Тем не менее, князь имеет великую силу, благодаря которой способен подчинять все высшей цели своей жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Историческое прошлое украинского народа в творчестве Ивана Кочерги