Образ Свечки драме И. Кочерги “Свечкина свадьба”



Образ Свечки проходит через всю драму И. Кочерги “Свечкина свадьба”. Автор показывает, как из борьбы за право на свет началась борьба за волю, как из огонька свечи разгорелся пожар народного восстания. Отталкиваясь от исторических документов, грамот литовских князей 1494-го и 1506-го годов драматург, в своем воображении, нарисовал целиком правдивую картину борьбы киевлян за свет, поскольку считал, что социальная несправедливость, издевательство, унижение человеческого достоинства неизбежно порождают протест и могут стать причиной восстания угнетаемых.

Свет, свечка, светить – эти слова очень часто встречаются в пьесе. Темному ремесленному Подолу противопоставляется сияющий огнями замок воеводы. Торжественное зажжение цеховых свечей на свадьбе Свечки – это будто вспышка непокорности в сердцах людей. Жестокий приговор воеводы ослепить Ивана, чтобы не видел больше солнца, белого света, тоже связан с образом света. В конце концов, слабенький огонек свечи, которую сквозь бурю проносит Меланка, чтобы спасти своего любимого, тоже символичен. Все мысли людей направлены на то, чтобы получить свет, чтобы зажечь свечи, так как с ними “осенняя ночка радостная и ясная, как день”. Свет и воля – это две части одного целого. Зажегши свет, люди получат и волю, которую забрал у них жестокий литовский воевода. Но не молчит, бурлит, кипит гневом трудовой

Подол: “Не дождется он, чтобы снова Мы как рабы на замок работали И как кроты сидели без огня!”. Особое же недовольство вызывает закон о запрете света, который расценивается ремесленниками как старание задушить, уничтожить духовную жизнь трудящихся, лишить их возможности общаться между собой. Уже семь лет живет Киев без света, не празднуют цеха своих праздников, нет ни вечерниц, ни собраний цеховых, ни гуляний. “Хоть как пой, а в потемках сиди, так как свет запрещено светить!”. Даже песню невозможно запеть, так как она “неприличная”, так как эта песня, “есть преступная и безбожная”, как говорит писарь Козелиус. Все это делается для того, чтобы разъединить, обессилить ремесленников. Хорошо понимая настоящую цель подобных законов, самые умные из них – кожемяка Втулка и золотарь Передерий – призывают дать достойный отпор тем, кто хочет лишить ремесленников воли. Особенно же весомым является образ главного героя драмы оружейника Ивана Свечки. Это он хорошо знает жизнь людей, это он заботится об интересах общины, это он готов отдать жизнь за общее дело. Его мужество и высокое человеческое достоинство обусловлены осознанием собственной причастности к справедливой борьбе народа за свои права, верой в торжество свободолюбивых идеалов. Свечка уверенно отвечает: “Нет в мире бури, чтобы огонь могла задуть вечный и правдивый!”.

Свечка ведет людей вернуть “привилегии” свои: “А не отдаст добром, то возьмем силой, о зарево благородного их замка тогда засветим наши ночники!”. И. Кочерга убедительно доказывает, что народ берется за оружие в крайних случаях, тогда, когда угнетение становится страшно жестоким, унижается человеческое достоинство труженика, уничтожается его духовность, вера и мораль. Спрашивает доведенный до отчаяния Свечка: “…только что же делать, когда добром никто не даст нам света – его получить надо – не молить, так как без борьбы никчемны все молитвы. И свечки мирной не стоит страна, что в борьбе ее не засветила”. Эти слова – будто лозунг, под которым идут на борьбу ремесленники. А что же господа, да еще и чужие, литовские, что они думают о народе? Они заявляют: “…зачем народу свет. Все равно они читать и писать не умеют…”. Но наперекор всем господам и их прихвостням приобретает Свечка княжескую грамоту – “Пусть будет свет!”. Празднуют люди Свечкину свадьбу, хотя и недолгой была их радость: забирают предводителя их к воеводе. Но никто не может сбить с избранного пути Свечку, никто не сможет погасить огонь, который издавна пламенеет в сердцах людей:

“Нет в мире бури, чтобы огонь могла задуть вечный и правдивый, задуть можно свечку, погасить пожар даже можно, даже все угольки мельчайшие затоптать. Но живой огонь ждет лишь, чтобы мы его разбудили”, – это слова Ивана Свечки, который был загнан в угол воеводой, но не был сломлен, как не была сломлена и его девушка Меланка.

Не может не растрогать трагический путь девушки от замка воеводы к темнице, где ждет смерти ее жених, путь, на котором она бережет больше, чем собственную жизнь, огонек свечи, который должен спасти жизнь Ивану: “есть ли такая сила, чтобы свечку эту мою погасила?”. Близки они своими мечтами, своими мыслями, любят людей, верят в лучшее будущее. Поэтому и говорит оружейник Свечка: “Хоть не для меня – для свободного народа когда-нибудь звезда загорится мировая”. Это звезда воли, звезда свободной от чужих господ Родины, звезда светлая, что согревает сердца простых людей, которые сумели получить свои привилегии в жестокой борьбе с иностранцами, которые издеваются над бедными ремесленниками. Ведь есть еще такие люди, в сердцах которых ощущается “свободный рыцарский дух казачества”, кто взял на себя нелегкий труд “саблей и сохой далекие наши границы охраняет”. Пьеса И. Кочерги “Свечкина свадьба” учит любить нашу Родину в прошлом, настоящем и будущем, учит отдавать все силы, чтобы она с каждым годом все становилась лучше.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Мої роздуми під час читання поеми наймичка.
Образ Свечки драме И. Кочерги “Свечкина свадьба”