Моральные ценности в драме И. Кочерги “Ярослав Мудрый”

Невозможно представить себе Киевскую Русь без могущественной фигуры Ярослава Мудрого, который будто бы является воплощением моральных ценностей и идеалов наших предков. Интересная и сложная, очень противоречивая фигура. Жестокий полководец и мудрый книголюб. Творец первого свода русских законов – “Русской правды” и князь, который железной рукой карал в междоусобной борьбе даже ближайших родственников. Лукавый политик и вдохновенный строитель. Судьба всех героев, их мысли, надежды и стремления, их идеалы и моральные ценности непременно

переплетаются с судьбой всей славянской земли. А Русская, славянская земля – это Ярослав Мудрый, который старается защитить ее от врагов, отстроить ее.

Помыслы, мысли и действия Ярослава направлены на то, чтобы возвеличить Киев, собрать под его хоругви всю Русь, укрепить княжескую власть. Мечтал он также “нарядить” свое государство, просветить его, украсить замечательными храмами, зданиями: Там на поле боя Новый замечательный Киев я построю, Величественный, пышный, как красота столетий. Для этого привозил “искусных” мастеров из греков, учил своих людей строить, покупал и переписывал в монастырях книги,

да и сам любил читать, чтобы “от книг зерно добра и любви в своей душе посеять и вырастить”. Но чтобы это сделать, нужно жить в мире, “меч тяжелый положив и шлем”. Не хочет больше воевать князь, так как больше по душе ему мирное строительство, чем звон сабель в неистовом бою. Щедрый душой этот человек, который делает все ради счастья Родины. Он, прежде всего защитник своей Отчизны: “…весь век вожу у походы рать…Раньше закон…а потом благодать”, – не раз повторяет Ярослав афоризм знаменитого Иллариона, автора “Слова о законе и благодати”. В этом заключается острый конфликт между стремлением мести и чувством патриотизма, утверждения необходимости науки и искусства в жизни. Такое, казалось бы, естественное чувство, как любовь к Родине, жило в душе Ярослава очень сложно. Оно закалялось во внутренних разногласиях, в борьбе. Князь решительно выступает против варягов, которые служили Киеву, а при случае грабили его. Ярослав Мудрый предостерегает: “каждый, кто нарушит дело мира, На правду кто на русскую посягнет – Того поразит безжалостный топор…”. Это человеческие идеалы наших предков, это их моральные ценности. Киев в мыслях, Киев в мечтах не только Ярослава Мудрого, а и Журейко, и Свечкогаса, и монаха Никиты, так, как говорит Сильвестр: “Кто выпьет раз Днепровской воды. Никогда Киев не забудет”. Любят герои драмы и природу родной земли, и храмы, любуются красотой и искусством:

“Какая красота! Как краски все согласно В один венок на золоте сплелись”, – выкрикивает княжна Елизавета, рассматривая рисунки монаха Никиты.

Все это указывает на то, как хорошо было развито у наших предков чувство прекрасного, как высоко они ценили красоту! Но все же таки главной была любовь к Родине, ради которой отдавали, не колеблясь, жизнь. Погиб, защищая Отчизну, Никита; рискуя жизнью, приводит дружину новгородцев каменщик Журейко. Да и Ярослав всегда стоит на защите родной земли, чтобы никто из врагов не смог неожиданно напасть. Он мечтает строить новые храмы, для него нет высших сокровищ, “чем мирный труд и счастье в мирном доме”, но прежде всего, “закон, а потом благодать”.

И. Кочерга в своей пьесе “Ярослав Мудрый” сумел передать чувства, которые владели человеком в XI столетии, моральные ценности и идеалы. Эта пьеса – настоящий гимн человеческому патриотизму, мудрости. Она учит любить свою Родину и во времена радости, и во времена печали.






Нора хельмер особистість чи лялька.
Моральные ценности в драме И. Кочерги “Ярослав Мудрый”