Моральные ценности наших предков (по драме И. Кочерги “Ярослав Мудрый)

Драматическую поэму “Ярослав Мудрый” Кочерга начал еще тогда, когда возвращался из эвакуации. Проездил он теми местами, которые едва лишь освободили из под фашистского сапога. Его глаз не минул руин и пожарищ, бедствий людей. Из первых уст он слышал о преступлениях немцев, про мужество и отвагу солдат нашей армии, об их стремлении жить на освобожденной земле. Ярослав Мудрый был поборником единства всех русских земель.

ПИсатель утверждает проблему мира как высшую человеческую ценность, ручательство процветания государства и народа.

Сюжет драмы разворачивается в четко определенном времени – 1030-1036 года. Это был тот период, когда Ярославу удалось усмирить (пусть ненадолго) междоусобицы князей и укротить внешних врагов – половцев. Точное датирование событий и развернутые авторские ремарки предоставляют “Ярославу Мудрому” исторической достоверности. Пьеса густо населена как историческими действующими лицами, так и выдуманными. Персонажи драмы помогают раскрыть сущность деятельности великого князя и его индивидуальные человеческие качества.

В образе Ярослава воплощены моральные ценности, идеалы наших предков. В отзыве к произведению

И. Кочерга пишет о том, что в своем любимом образе он объединяет честолюбие и искреннюю любовь князя к образованию и культуре, великодушие, рыцарскую отвагу и малодушную мягкость в ответственный момент, щедрость и скряжничество, неблагодарность за сделанные ему услуги. Принцип психологически-художественного постижения сущности Ярослава разрешил драматургу показать все высокое, умное, благородное в его деятельности одновременно с отрицательным и жестоким. Образ раскрывается в эволюции, и это помогает читателю лучше постичь его сущность.

В первом действии Ярослав показан решительным, энергичным властителем, определенным своей силы и воли. Он уважает мирную, спокойную жизнь, книжки, человеческую мудрость, одним словом, все то, что можно назвать благодатью. Правитель руководствуется, однако, принципом: “Раньше закон, а потом благодать”. Он возлагает большие надежды на мудрость свою, умение и способность точно определить, что есть добро, а что зло, всегда и во всем быть справедливым. А потому считает законным правом своей волей вершить все дела земные и судьбы человеческие. Святая обязанность государственного деятеля, по его мнению, – оберегать мир и труд. Это благо основное. Война же может быть оправданной только тогда, когда направлена на защиту родной земли, на защиту свободы и независимости. Поэтому князь и был непримирим ко всем, кто войны и крови только ждет. Не прощал измены, наказывал откровенных врагов и своих родных:

Этого не мог простить я никому, Так как высших я не ведаю сокровищ, Чем мирный труд и счастье в мирном дому, Которые весь век я честно оборонял.

Ярослав Стремился поднять мощь государства, не раз говорил об исторической миссии Руси, желал Русь видеть сторожем Европы, защитником всех народов христианских и “всех сокровищ”. Драма “Ярослав Мудрый” имеет большое воспитательное значение именно сегодня, когда перед нашим народом возникает так много разных проблем. На примере великого киевского князя мы должны учиться мудрости, философии жизни. Учиться проникать в сущность человека, в его духовность. Делать все для того, чтобы духовность возрастала. Иначе Нам не выстроить крепкого государства.






Мій обов'язок перед природою.
Моральные ценности наших предков (по драме И. Кочерги “Ярослав Мудрый)