Фольклорные источники повести М. Коцюбинского “Тени забытых предков”
Где можно встретиться со сказкой, где можно услышать “вечный шум реки”, увидеть “длинные плакучие травы”? Кажется, только в Карпатах и еще в повести М. Коцюбинского “Тени забытых предков”. Живут там люди, щедрые душой, песенные люди, которые называются гуцулами. Именно о них, увлеченных своими обычаями, бытом, поверьями, пишет М. Коцюбинский, открывая в свое время для Украины картины гуцульской жизни. Будто из сказочной седой давности идут к нам гуцульские мифологические верования. Встречаемся мы и с щезником, и с нявками, и с чугайстром,
Верят, что существуют нявки, которые ведут людей к гибели, верят, что им препятствует чугайстр, верят во многое, что живет только в их воображении и идет от далеких предков. “Весь мир был как сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная”. И даже маленькие дети стараются раскрыть тайну, узнать, “из чего явилась
Звуки трембиты, плач над умершим – все это нам понятно. Но у гуцул смерть – это не только плач. За ним идут и смех, и шутки, и даже хохот. Человек должен уйти в иной мир не печальным, а веселым, и будто подтверждение этого – “загадочная улыбка смерти” Ивана Палийчука. Он умер, но остаются живыми другие люди, веселые и счастливые, поэтому и не нужно больше плакать – нужно предаться замечательному настроению Гибнет Палийчук, который пошел за нявкой-маричкой, защитил ее от чугайстра, который является воплощением доброй силы. Гибнет он, но остается “живым” неизведанный мир Гуцульщины. Этот мир не всегда нам понятен, так как является принадлежностью народа, который верит в сказку, в мифы, не отходит от традиций и ритуалов своих предков. И, кажется, что гуцулы и сами являются частью сказки. Поэтому и не удивительно, что повесть М. Коцюбинского “Тени забытых предков” надолго остается в нашей памяти, радуя и интригуя своими поверьями, обычаями, бытом и верованиями. Это все – фольклорные источники.