Народные обряды в повести Г. Квитки-Основьяненко “Маруся”

Григорий Федорович Квитка-Основьяненко – основатель новой украинской прозы – стремился правдиво отражать действительность, стремился к народности в своих произведениях, к национальной самобытности. Его заслуженно называют знатоком народных обычаев и обрядов, которые писатель ярко и правдиво описал в своих произведениях.

Сентиментальные и трогательные жизненные истории, которые стали основой повестей и пьес художника, сочетаются с реальным изображением быта, обычаев, обрядов украинского села (сватовство, свадьбы, похороны). Своих героев Г. Квитка-Основьяненко искал среди простых людей, а широкое использование бытового материала придавало произведениям национальный колорит. Видимо, поэтому и назвал В. Белинский главным героем пьес художника Украины с ее поэтической природой и, обычаями.

Повесть “Маруся” Г. Квитки-Основьяненко – это история идеалистической любови простых людей, сумевших преодолеть трудности на своем пути, но трагическая смерть Маруси, а впоследствии и Василия, перечеркнула их судьбы. Поскольку в повести идет речь о любви и смерти, то

и обряды, подробно описал писатель, – это обряды сватовства, свадьбы, похорон.

Повесть “Маруся” поражает этнографически точным описанием народных обычаев, быта крестьян. Это, прежде всего, касается свадьбы, на которой познакомились Маруся и Василий. И дружки, и бояре, и старосты, которые действуют на страницах повести, – это образы, которые автор взял из реальной жизни. А язык их пересыпан народнопоэтическими высказываниями: поговорками, пословицами, сравнениями: “Василечко, голубчик, милый мой! Не выспрашивают же у меня, люблю ли я тебя; я этого тебе никогда не скажу, чтобы ты не посмеялся надо мной…”. Так говорила Маруся Василию, а тот отвечал: “Марусенька, моя, звездочка моя, рыбочка, перепелочка!”. Эти искренние слова влюбленных трогают читателя, от них теплеет на душе. Писатель обращает наше внимание на то, что простые люди способны на высокие чувства.

Сватовство Маруси и Василия – еще один из обрядов, который детально воспроизводит эту украинскую традицию накануне свадьбы: перед дверью трижды стукнули по три раза, хозяева зажгли свечу, на стол поставили хлеб. А тогда проговорил Наум традиционные слова: “Когда хорошие люди и с добрым словом, то просим в дом”. Обряд сватовства выдержан писателем в духе народного творчества соответствии с традицией.

Не могут оставить равнодушными читателя плачи-причитания родителей за дочерью, которая умирает. Растроганный читатель никогда не сможет забыть историю любви Маруси и Василия.

Таким образом, Г. Квитка-Основьяненко сумел правдиво и реально воссоздать быт, традиции и обычаи простых людей, показать, что и они способны на глубокие и сильные чувства.






У житті молодих людей рано чи пізно настає.
Народные обряды в повести Г. Квитки-Основьяненко “Маруся”