Утверждение любви в повести Г. Коцюбинского “Тени забытых предков”

Философская мысль трактует Человека как носителя исторической информации всех времен. Писатель в своей повести рассуждает: что наша жизнь? как блеск на небе, как черешневый цвет?

Дисгармония В человеческом обществе, разорванность с микрокосмосом души всегда беспокоила М. Коцюбинского. Солнцепоклонник не прославляет свое время, а находит в нем пороки, которые стоят на помехе вечного звездного течения, стремится “сонетными лучами” поэтики зарядить сердца читателей для борьбы за свет. Его мировоззрение эпизодов повести прочитывается

как возглашение автором тезиса: мир – чудесная сказка, и антитезы: мир – страшная сказка. Другими словами, жизнь – прекрасна и, вместе с тем, она – страшная, так как обезображена действительностью, страхом перед неразгаданными тайнами.

Поэтому главный герой повести “Тени забытых предков” Иван Палийчук стоит на пути самосовершенствования. Он олицетворяет в себе божественную мудрость, которая установила власть ума над иррациональными законами природы. Т. е. природа очеловечивается, а человек сливается с ней, хотя часто и боится ее. Иногда Иван “ночью… дрожал” от этого страха, ему “весь

мир был, как сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная”. Как видим, людьми еще владеет первоначальный страх перед всем неизвестным, вместо того, чтобы познавать его. Не о мирном существовании думают взрослые, а о вечной вражде между родами Гутенюков и Палийчуков, так как они полностью во власти старинного страха и вражды. Даже Иван бросился бить “Гутенюкову девку”, которой было так же мало лет, как и ему, и которая стала потом единственной и пылкой любовью.

Писатель Абстрагируется от других вопросов. История украинских Ромео и Джульетты пленила все его внимание. Их любовь, которая родилась в слиянии с природой, была единой, цельной, бессмертной. Она стала движущей силой их в жизнь, определила трагическую развязку. Ивану с Маричкой пришлось прятаться в лесу, “чтобы взрослые не знали, как любятся дети вражеских родов”. Да, эта любовь была романтическая, возвышенная, не похожая на обычную. Все происходило далеко от людей, в слиянии с природой. Но социальные обстоятельства вмешиваются в жизнь и счастье юных романтиков. После гибели отца, Ивану пришлось идти в горную долину зарабатывать на семью. Разлука стала неминуемой: счастье было разорвано трезвыми реалиями. Когда Иван возвратился из горной долины, то уже не застал живой Маричку, так как ее “взяла” вода Черемоша. Так закончилось счастье влюбленных, решила их судьба…

Время уплывало, жизнь не стояла на месте, Иван вынужден был дальше как-то существовать, так как “надо же было хозяйничать”, быть вместе со скотом. Он вступил в брак с Палатной, но сытая жизнь с женой, которую он никогда не любил, не усыпила в Иване чувство к Маричке. Она постоянно вспоминалась ему, Иван тогда шел из дома, а в голове его звенели ее песенки.

Постепенно тоска по Маричке тяжело действовала на его состояние: он замечал, что силы покидали его, глаза “глубоко запали, жизнь потеряла вкус”. К этому присоединилась и откровенная измена Палатны, ее ворожение с мольфаром Юрою против него. Тогда и начинает завершение истории и характера Ивана, который внутренним взглядом видел лишь Маричку, “ее лицо, ее простую и искреннюю ласковость, слышал ее голос…” Возможности души Ивана исчерпались, ему больше нечем жить, он не мог полюбить вторично. Его духовная жизнь кончилась, судьба героя решилась, так как “силы вражеские более сильные… он уже проиграл в борьбе”. Для Ивана уже ничего не имело значение, он пошел на видимую смерть, лишь бы быть рядом с Любимой. Такова сила неугасимой любви Ивана, такова его “история”. То, что он недопел своей песни, подчеркнуто последней сценой повести.

Безусловно, М. Коцюбинский реализовал в своей повести “Тени забытых предков” весь творческий потенциал ради блага героев. Его идея гармонизации всего сущего раскрывается в философской истине: “целое море в небе и целое небо в море”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Утверждение любви в повести Г. Коцюбинского “Тени забытых предков”