Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского

Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого звучания она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи художественному миру его героев. Хотя критики до сих пор спорят о проблематике и жанре особенностей произведения. Безусловно, одновременно это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, и пейзажная новелла, и философский трактат. Это своеобразная стенограмма психологических состояний лирического героя,

его чувств и настроений. В ритмическом ключе в ней рассказывается о человеке, которого утомил город, он стремится к уединению. Художник трактует свое психологическое состояние: “Я устал, меня утомили люди… Пооткрывайте окна! Проветрите дом! Выбросите вместе с мусором и тех, которые мусорят. Пусть им идут в дом чистота и покой”.

Автор не конкретизирует ни социального положения своего героя, ни его профессии. Человек сбежал от человека, сделал себе передышку для утомленной души. Поэтому в изобразительную систему новеллы М. Коцюбинский не вводит больше никаких “людей”, толпы, шума. Вспомогательными образами-символами

становятся: “усталость”, “нивы в июне”, “солнце”, “три белых овчарки” и т. д. Характерно, что эти образы индивидуализированы, как и человеческие фигуры. Лирический герой стремится общаться с природой, с бесконечностью степи, с “симфонией поля”. И этот чистый, солнечный мир природы является своеобразным приемом – антитезой серого города. Пейзаж в новелле тоже как бы оживает. Он отражает сложный внутренний мир героя, изменение его настроений, мыслей, чувств.

Именно в пейзаже, по словам И. Франко, “больше живой крови и нервов самого автора. Природа – не статическая, а динамическая – вся в движении и изменениях настроения”. Какими прекрасными художественными средствами М. Коцюбинский раскрывает ее волшебный мир! Вспомним некоторые из них, например: “кипят… серебряноволосые овса”, “пленит голубыми реками лен”, “белая пена гречихи, душистая, легкая, словно сбитая крыльями пчел”. Эта неземная красота, освещенная солнцем, создает позитивное настроение, затрагивает в душе самые сокровенные струны и они звучат, как “поющая арфа”, и одновременно возрождает в ней то, что было приглушено человеческим горем и беспокойством: “Душа готова, струны тугие, настроены, она уже играет…”.

Это общение с природой, красота и гармония окружающей среды снова возрождает в душе лирического героя потребность в общении с человеком. Усиливает беспокойство в душе человека, он готов к бою против угнетателей. Свое место в этой борьбе патриот видит в первых рядах: “Говори, говори. Растопи гневом небесный купол…, чтобы были молния и гром. Освежи небо и землю. Погаси солнце и зажги в небе “. М. Коцюбинский проявляет солидарность со своим лирическим героем, он уверен – нужно быть на переднем крае борьбы народа, за правду и справедливость.






Запоріжжя твір.
Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского