Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого звучания она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи художественному миру его героев. Хотя критики до сих пор спорят о проблематике и жанре особенностей произведения. Безусловно, одновременно это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, и пейзажная новелла, и философский трактат. Это своеобразная стенограмма психологических состояний лирического героя,
Автор не конкретизирует ни социального положения своего героя, ни его профессии. Человек сбежал от человека, сделал себе передышку для утомленной души. Поэтому в изобразительную систему новеллы М. Коцюбинский не вводит больше никаких “людей”, толпы, шума. Вспомогательными образами-символами
Именно в пейзаже, по словам И. Франко, “больше живой крови и нервов самого автора. Природа – не статическая, а динамическая – вся в движении и изменениях настроения”. Какими прекрасными художественными средствами М. Коцюбинский раскрывает ее волшебный мир! Вспомним некоторые из них, например: “кипят… серебряноволосые овса”, “пленит голубыми реками лен”, “белая пена гречихи, душистая, легкая, словно сбитая крыльями пчел”. Эта неземная красота, освещенная солнцем, создает позитивное настроение, затрагивает в душе самые сокровенные струны и они звучат, как “поющая арфа”, и одновременно возрождает в ней то, что было приглушено человеческим горем и беспокойством: “Душа готова, струны тугие, настроены, она уже играет…”.
Это общение с природой, красота и гармония окружающей среды снова возрождает в душе лирического героя потребность в общении с человеком. Усиливает беспокойство в душе человека, он готов к бою против угнетателей. Свое место в этой борьбе патриот видит в первых рядах: “Говори, говори. Растопи гневом небесный купол…, чтобы были молния и гром. Освежи небо и землю. Погаси солнце и зажги в небе “. М. Коцюбинский проявляет солидарность со своим лирическим героем, он уверен – нужно быть на переднем крае борьбы народа, за правду и справедливость.





Схожі твори:
- Художественное совершенство новелл М. Коцюбинского Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого зова она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Он будто сливается со своими рассуждениями и тем самым без видимых усилий, в ненавязчивой форме поворачивает многих в свою веру, в мир своих убеждений и идеалов. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи всему художественному миру его героев. […]...
- Импрессионистическая основа новеллы “Интермеццо” Михаила Коцюбинского Павел Тычина называл имя Михаила Коцюбинского наряду с именами Ивана Франко, Леси Украинки, Василия Стефаника, так как, по его словам, “относительно красоты и глубины произведений другого писателя такого мы не найдем”. Особой привлекательностью и свежестью отличаются те произведения Коцюбинского, которые написаны в импрессионистической манере. В связи с этим ученый-литературовед Сергей Ефремов писал: “О зрелости его […]...
- Цена жизни: произведение по рассказу М. М. Коцюбинского “Дорогой ценой” Писатель Родился в г. Винница. В 1880 году закончил Шаргородское духовное училище. В 1891 году сдает экзамен на звание народного учителя (был вынужден содержать семью: мать, сестер). Работал в филлоксерной правительственной комиссии, был заведующим отделом в газете “Волынь”, делопроизводителем, а потом статистом в Черниговской земской управе. Автор многих рассказов, новелл, повестей, самые известные из которых: […]...
- Утверждение любви в повести Г. Коцюбинского “Тени забытых предков” Философская мысль трактует Человека как носителя исторической информации всех времен. Писатель в своей повести рассуждает: что наша жизнь? как блеск на небе, как черешневый цвет? Дисгармония В человеческом обществе, разорванность с микрокосмосом души всегда беспокоила М. Коцюбинского. Солнцепоклонник не прославляет свое время, а находит в нем пороки, которые стоят на помехе вечного звездного течения, стремится […]...
- Идейно-художественный анализ новелл “Новость”, “Кленовые листья” Василия Стефаника Василь Стефаник очень любил детей. Детям он посвятил самые лирические свои произведения – новеллы “Новость”, “Катюша”, “Кленовые листья”. Семейные драмы, обусловленные социальными причинами, отражены в новелле “Кленовые листья”. Главное действующее лицо – гастарбайтер Иван. Его жена рожает четвертого ребенка, а сама тяжело болеет. Вечером отец позвал кумовьев, угощает их и жалуется на свою судьбу, на […]...
- “Тени забытых предков” Михаила Коцюбинского (этюд) Может, дело в том, что весь мир “Теней…” – это сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная? Но Коцюбинский не может окончательно превратиться в ребенка или доброго деда-рассказчика; пересчитав нявок, чугайстров, аридников, щезников и русалок, будто действующих лиц, все равно отмечает: “весь мир только был как сказка”… А дальше рисует. Внимательный очевидец рисует, наслаждаясь натуральностью […]...
- Осмысление философских категорий Коцюбинского Произведение “Тени забытых предков” не зря называют настоящим сокровищем украинской литературы. Оно такое многогранное, что познавать его можно бесконечно. Читателя поражает богатство тем и широта взглядов на то, что мы называем вечными ценностями. Тема любви в повести связана с осмыслением философских категорий жизни и смерти. Зарождение жизни, появление на свет – великое таинство и большая […]...
- Фольклорные источники повести М. Коцюбинского “Тени забытых предков” Где можно встретиться со сказкой, где можно услышать “вечный шум реки”, увидеть “длинные плакучие травы”? Кажется, только в Карпатах и еще в повести М. Коцюбинского “Тени забытых предков”. Живут там люди, щедрые душой, песенные люди, которые называются гуцулами. Именно о них, увлеченных своими обычаями, бытом, поверьями, пишет М. Коцюбинский, открывая в свое время для Украины […]...
- Сочинение по новелле “Intermezzo” Новелла “Intermezzo” написана в 1908 году после событий 1905-1907 годов, пережитых автором. Она содержит отголоски этих событий, интерпретированных М. Коцюбинским через переживания лирического героя, которого большинство критиков отождествляют с самим автором. Это дает нам право утверждать, что в новелле раскрывается не только тема служения интеллигенции народу, но и идея служения художника обществу. Отчасти лирический герой […]...
- Герои одной из новелл книги Д. Боккаччо “Декамерон” Танкред, Гисмонда и Гвискардо – герои одной из новелл книги Д. Боккаччо “Декамерон” (1350-1353) – 1-я новелла 4-го дня. Танкред, правитель Салернский, убивает Гви-скардо, любовника своей дочери Гисмонды, и посылает ей в золотом кубке его сердце; она поливает сердце отравой, выпивает отраву и умирает. Сюжет этой новеллы Боккаччо восходит к всемирно известному фольклорному сюжету – […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Художественное мастерство Тургенева в романе “Отцы и дети” В портретном мастерстве Тургенев отчасти перекликается с Гоголем. Портреты в романах Тургенева различны. Во-первых, это детализированный портрет с точным описанием индивидуальных внешних признаков, рассчитанных, главным образом, на зрительное впечатление и сопровождаемых небольшими комментариями. Герой или героиня, которых Тургенев изображает сатирически, обычно появляются, как и у Гоголя, когда уже нарисован соответствующий фон и читатель из, предшествующего […]...
- Мои раздумья над повестью М. Коцюбинского “Тени забытых предков” “Весь мир был как сказка, полон чудес, таинственный, интересный и страшный”. Мне кажется, что и вся повесть М. Коцюбинского “Тени забытых предков” – будто удивительная сказка, преисполненная волшебного мира природы, дышит им, зовет к себе. Среди этих чудес живут люди, настоящие, реальные, утверждая то добро, то зло, то любовь, то ненависть. Когда читаешь эту повесть, […]...
- Художественное мастерство древнерусской литературы Несмотря на обширную литературу, посвященную древнерусскому искусству, его методология изучена мало, а художественные принципы остаются почти не исследованными. Больше повезло технике живописи, о которой существует ряд специальных работ. Между тем из письменных источников можно извлечь весьма интересный материал, касающийся художественной структуры живописного произведения. Одним из таких источников является “Учение книжного письма” из сборника В. Ржановского, […]...
- Мастерство актеров мюзикла “Notre Dam de Paris” Тот факт, что мюзикл был хорошо принят, объясняется тем, что его сюжет очень близок народу, несмотря на то, что прошло уже несколько веков после написания самой книги. В нем есть все, что нужно народу – кровь, любовь и риторика. Идея создания мюзикла пришла в голову уроженцу французской Канады, автору текстов к французской рок-опере “Starmania” – […]...
- Художественное мастерство Куприна Александра Ивановича Куприна мы знаем как признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей. В них он создал широкую многоплановую картину русской жизни конца XIX – начала XX века. “Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья” – эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Большой жизнелюб, […]...
- Мастерство учителя в активации познавательной деятельности учащихся на уроке Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах в общей и особенно в детской психологии, в совершенстве владеющий […]...
- Героико-романтический жанр новелл “Мать” и “Я (Романтика)” Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы “Мать” писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: “Отец этих боевых ребят умер очень давно – так давно, что и не скажешь…” И сама характеристика образов тоже идет от сказки: “Как помнят старожилы, из отца был обычный […]...
- Воля к жизни на примере рассказа М. Коцюбинского “Дорогой ценой” Дорогой ценой приобретали волю, многое пришлось им пережить, пройти через множество испытаний. Были и отчаяние, была и смерть. Когда я читаю рассказ М. Коцюбинского “Дорогой ценой”, то мне кажется, что это я убегаю вместе с ними от крепостничества, что я тоже ощущаю голод, боль, страдание, что это я вместе с ними стараюсь выжить и победить. […]...
- Новеллистка Мериме: типология новелл Становление Мериме-писателя происходило во времена ожесточенной борьбы между литературной молодежью, стремившейся к обновлению французской литературы, и писателей старшего поколения, предпочитающие проверенные временем каноны классицизма. Для Мериме форма новеллы была нова. Но он хотел через единичное событие раскрыть характер иных народов и эпох. События всегда ведут к романтизму. Реалистическая черта их связана с освоением характера исторически […]...
- Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского “Гроза” В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола “для дел словесной расправы”. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в […]...
- Художественное мастерство Крылова на примере басни “Тришкин кафтан” Художественное мастерство Крылова в его баснях поистине совершенно. Но отточенный стих давался Крылову ценой огромного труда. Тщательно отделывая свои басни, Крылов многие строки переписывал по десять, двадцать раз, подбирая единственные, незаменимые выражения и слова для каждой строки и фразы. Да и написав басню, он продолжал совершенствовать ее текст. “Я до тех пор читал мои новые […]...
- Краткое изложение Триста новелл Ф. Саккетти Триста новелл В предисловии к своей книге автор признается, что написал ее, следуя “примеру превосходного флорентийского поэта, мессера Джованни Боккаччо”. “Я, флорентиец Франко Саккетги, человек невежественный и грубый, задался мыслью написать предлагаемую вам книгу, собрав в ней рассказы о всех тех необыкновенных случаях, которые, будь то в старину или ныне, имели место, а […]...
- Увядшие листья в сердце и памяти И. Франко Поэзия занимает ведущее место в многогранном творчестве великого Каменщика, что является высшим достижением украинского поэтического слова после “Кобзаря” Шевченко, ее часть принадлежит к лучшим достижениям мировой поэзии. Но яркой звездой в поэтическом наследии поэта сияет его необычный поэтический сборник “Увядшие листья”, изданный в 1896 году. Он объединил поэзии преимущественно с печальными мотивами, написанные в течение […]...
- Лингвистический анализ стихотворения “К Чаадаеву” Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина. Тема стихотворения – изменение сознания людей, пробуждение гражданского чувства. Стилистическое новаторство Пушкина состоит в сочетании интонации любовной и гражданской лирики: языком любви ведется речь о гражданской […]...
- Лирический цикл А. А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме” Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии – “Стихи о Прекрасной Даме” . Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. В учении философа о Душе мира, или Вечной Женственности, Блока […]...
- Анализ стихотворение Заболоцкого “Гром идем” По свидетельству Н. А. Заболотского, его творчество делится на два основных периода: 1) 20-е – начало 30-х г; 2) с 1932 г.-50-е. Дебютировал как поэт-урбанист, член группы ОБЭРИУТов, последователь поэтических экспериментов В. Хлебникова. Первые стихи Заболотского отличались примитивизмом, алогичностью, подчеркнуто нелитературной стилистикой и исчезновением рифмы. По выражению самого поэта – это “стих почти непохожий на […]...
- Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – дар жизни. ” Я помню чудное мгновенье ” – одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических стихотворений Пушкина, относящихся к любовной тематике. Оно автобиографично и посвящено Анне Петровне Керн. Стихотворение начинается с […]...
- Красота горной природы, поэзия гуцульской души Гуцулы считали, что после смерти одинокая душа всегда находит упокоение. Главный герой повести верит в Аридника, Чугайстра, он хочет задобрить и нечистую силу, договориться с ней. Поэтому и звал всех духов на тайный ужин. Существовало поверие, что смерть – это не конец существования человека. Тело умирает, но остается дух. Именно дух Марички приходил к Ивану. […]...
- Уникальная философская концепция одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период тема одиночества раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Но позже в стихотворении “Стансы” появляется неожиданная нота: Я к одиночеству привык, […]...
- Роль мифа в новелле Томаса Манна “Смерть в Венеции” Новелла Манна “Смерть в Венеции” сложное произведение, наполненное глубокого символическим и аллегорическим содержанием. Каждый образ будто имеет двойную природу: его можно воспринимать реалистически и аллегорически. Важную роль в новелле играют мифические сюжеты и образы, которые использует автор. Но Т. Манн творит свой миф в новелле “Смерть в Венеции”, где как и в античных, библейских мифах, […]...
- Протест против работорговли в новелле Мериме “Таманго” Проспер Мериме – один из замечательных критических реалистов XIX века, чье творчество огромно, а созданные им произведения – неувядаемы. Причина этому – жизненная сила его произведений, их совершенная форма. Тема резкого разоблачения нравов господствующего общества пронизывает каждую новеллу писателя. Йе стала исключением и новелла “Таманго”, написанная Мериме в 1829 году. С давних пор проблема власти […]...
- Что я поняла, прочитав новеллу О. Генри “Дары волхвов” Творчество О. Генри – мощный источник добра и человечности. Его новеллы пленяют, восхищают, радуют, веселят и увлекают читателя, пробуждают в его душе целый мир добрых чувств, вселяют оптимизм и надежду. Одна из лучших нью-йоркских новелл О. Генри – ” Дары волхвов “. В большом нью-йоркском доме живет молодая семья – Джим и Делла. Они очень […]...
- Произведения Василия Стефаника в системе мировой новеллистики Творчество Василия Стефаника ярко подтверждает принятие украинской прозой самых новых достижений европейских литератур. Творчество писателя утвердило в нашей литературе такой эпический жанр, как новелла. Новелла, так же, как и рассказ, принадлежит к малым эпическим формам. Отличным для нее является чрезвычайная сжатость в изложении, напряженность сюжета, неожиданность развязки. Новелле присущи глубокий психологизм, а также отступления от […]...
- Краткое изложение Александр Порфирьевич Бородин АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН 1833-1887 Бородин – выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель. Его музыкальное наследие количественно невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырским образам русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих могучей силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к […]...
- Наверное, каждый из вас знает, что такое любовь? Это и искренняя радость при встрече, и слезы обиды при расставании. А главное, это единство душ. Когда каждый из влюбленных чувствует себя лишь частицей, когда не может и минуты прожить без любимого. Чувствую, что сейчас вы скажете, что такая любовь бывает разве что в кино и в сентиментальных романах прошлого века. А теперь все иначе: […]...
- Нужен ли Сократ и его философия обществу Жизнь – это философия и практика мудрости и познания. Как мы познаем и создаем окружающую действительность, такой и будет жизнь. В дискуссии Сократа и Феогена, я считаю, правым Сократа. Почему? Так как истина в том, что наше “мы” состоит из тысяч “я”, и какими будут эти “я” – таким будет “мы”. Жизнь – это борьба […]...
- Иван Франко – великий и сильный человек Высокий лоб, серые, немного холодные глаза, в линиях подбородка что-то энергичное, упрямое, скромно одетый, – он тихий и совсем незаметный, пока молчит. А заговорит – и вам станет тепло и ясно от света его глаз. Сильная, цельная натура, которая гордо вышла из житейского боя! Видится он мне в образе бедного апостола: сидит в убогой хате […]...
- “Письмо в вечность” – баллада о подвиге (по роману Ю. Яновского “Всадники”) Сквозь воду и солнце, и тьму ночи, все быстрее летит адская машина… И землю укрывают слезы женские: “Убили единственного сына”. Сколько книг о вас еще не написано…”. Ю. Яновский Роман “Всадники” Ю. Яновского – романтический рассказ о событиях революции 1917 года и гражданской войне. Сегодня на эти страницы истории разные взгляды, и я хочу сосредоточить […]...
- Лирический герой Блока Блок – верьте, это настоящее – волей божьей – поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький. Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания шедевра. Ведь любой стих истинного поэта – это шедевр. Его очень трудно написать так, чтобы он не соответствовал состоянию творца. В свои стихи поэт вкладывает всю душу. […]...
Запоріжжя твір.
Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского