Духовная красота девушки (произведение по пьесе “Наталка Полтавка”)
Писатель родился в г. Полтава в семье мелкого чиновника. Учился в семинарии, но не закончил ее. Работал канцеляристом, потом домашним учителем. На протяжении 1796- 1808 гг. находился на военной службе, принимал участие в походе против Турции, отметился во время осады Измаила. Выйдя в отставку в чине капитана, поселился в Полтаве. Был надзирателем “Дома детей бедных дворян”, а потом стал попечителем “богоугодных заведенный” (больница, приют для инвалидов и т. п.). Захватывался театральной деятельностью: с 1818 г. стал директором любительского
Писатель известный прежде всего как автор поэмы “Энеида” (создавалась около 20 лет), первые части которой появились печатью 1798 г. Произведение начало развитие новой украинской литературы, поскольку было написано живым разговорным языком. Драматические произведения Котляревского – “Наталка-Полтавка” и “Москаль-волшебник” – определили развитие украинской драматургии на следующие несколько десятилетий.
Есть В украинской литературе герои, познакомившись с которыми, уже никогда их не забудешь. И даже не имеет значения, красивые ли они извне,
Перед нами – простая украинская девушка-труженица, которая жила в начале XIX столетия. Но мне кажется, что автор воплотил в ее образе саму Украину с ее искренней духовной красотой, порядочностью, трудолюбием и несокрушимостью. Может, те испытания, которые повлияли на судьбу девушки, сегодня кому-то покажутся несущественными. Разве в самом деле добропорядочность заключается в том, чтобы повиноваться воле родителей, как этого требует мораль, и или это большой грех, – подвергнувшись чувствительному сердцу, выступить против предубеждений и родственного деспотизма, отстоять свое естественное право на выбор?
Вот что угнетает трепетную душу Наталки: проблема выбора, когда мораль сердца и мораль родственно-патриархальная вступают в конфликт. Героиня все время колеблется между порываниями сердца и дочерней обязанностью, которую переступить ей совсем непросто. Ее душевная стойкость все время будто испытывает испытания: “Я давно уже поклялась и теперь клянусь, что кроме Петра ни с кем не буду”. И здесь же за настоянием матери и из жалости к ней соглашается выйти “за первого жениха”, ей “угодного”. Душа исполняется сожалением к Наталке и отчаянием, когда видишь, как она, уже будто решив покорить матери ради ее беззаботной старости, “становится на колени и, поднимая руки вверх, говорит: “Бог! Когда уже воля твоя есть, чтобы я была за возным, то выгони любовь к Петру из моего сердца и поверни душу мою к возному, а без сего чуда я пропаду навеки…”
И вопреки всему, вопреки всем нравственно-психологическим мучениям, она никогда не перестает любить единого избранника своего сердца. Духовная и чувствительная красота героини непоколебимая! И мы, увлекшись ею, ждем лишь счастливую развязку конфликта. Ведь не может такую девушку постичь горе: воспитанная на идеале почета к родителям и верная своей любви, она заслуживает на настоящее счастье. Вот потому счастливая концовка воспринимается нами, как вершина справедливости. Духовная красота, “жизнь сердца” победили патриархальные нормы и родительский деспотизм, отстояли право идти за призывом собственного сердца. Вот почему я воспринимаю пьесу “Наталка Полтавка”, как гимн духовной красоте и стойкости женского сердца. И я уверена, что Наталка еще не одно поколение читателей будет учить добропорядочности и непоколебимой преданности высочайшим чувствам. Она представляет собой воплощение извечного женского идеала своих соотечественников, что основывался на святынях народной морали. Именно такой должен быть любящий ребенок, преисполненный глубокого уважения к родителям. Именно такой должна быть женщина: добропорядочной, трудолюбивой, умной. Именно такой должна быть невеста: искренне любящей, верной, готовой с достоинством отстоять свою любовь. Все эти моральные качества воплотил в своей героине Иван Котляревский, подав их в совокупности с чертами волшебной внешней красоты Наталки – еще одной характеристикой народного идеала образа украинки.